Таможенное дело

Управление таможенными рисками в наземных пунктах пропуска

Прежде всего определимся с основными понятиями, такими как «риск», «управление рисками», «автоматизированная система анализа и управления рисками» (далее — АСАУР).

Так, положениями части первой ст. 361 Таможенного кодекса определено, что управление рисками — это работа таможен ГФС по анализу рисков, их выявлению и оценке, разработке и практической реализации мер, направленных на минимизацию рисков, оценке эффективности и контролю применения этих мер.

При этом под риском следует понимать вероятность несоблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела.

В соответствии с частью первой ст. 320 Таможенного кодекса формы и объемы контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства по вопросам государственного таможенного дела и международных договоров Украины при таможенном оформлении, избираются таможнями (таможенными постами) на основании результатов применения системы управления рисками.

Таможни ГФС согласно положениям части второй ст. 361 Таможенного кодекса применяют систему управления рисками (далее — СУР) для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, а также объема таможенного контроля.

Таким образом, при осуществлении таможенного контроля, в том числе в наземных пунктах пропуска, с целью определения форм и объемов таможенного контроля используется СУР, соответствующая международным стандартам современного таможенного администрирования и лучшей мировой практике.

В частности, в соответствии со стандартами, определенными Киотской конвенцией, при применении таможенного контроля используется система управления рисками, а таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, в том числе транспортных средств, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Система управления рисками приходит на смену тотальному 100-процентному контролю и является тем действенным механизмом, который направлен на обеспечение интересов всех участников таможенных правоотношений — как государства, так и субъектов ВЭД, в частности, путем минимизации субъективного и дискреционного (то есть возможность принятия решения по собственному усмотрению без наличия оснований) факторов при осуществлении таможенного контроля и, как следствие, позволяет уменьшить уровень коррупции на таможне.

Автоматизированная система анализа и управления рисками, построенная и применяемая украинской таможней, базируется на международном опыте многих стран, имеет ряд уникальных собственных подходов и обновляется с учетом новой информации об опыте других стран. Система была одобрена  международными экспертами (стран ЕС, США) и представлена по приглашению Всемирной таможенной организации в Брюсселе в 2013 г. в качестве примера лучшей практики.

Также в июле этого года при поддержке инструмента технической помощи и обмена информацией Европейской Комиссии TAIEX Департаментом анализа рисков и противодействия таможенным правонарушениям ГФС Украины был проведен международный семинар на тему «Управление рисками в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска». В рамках семинара эксперты ЕС (Германии, Польши, Литвы) поделились практическим опытом относительно особенностей осуществления анализа и оценки таможенных рисков с учетом специфики пунктов пропуска (автомобильных, железнодорожных).

Проведение таких и других мероприятий в рамках международного сотрудничества имеет немалую практическую пользу, поскольку они являются платформой не только для обмена опытом, но и для обсуждения возможных путей дальнейшего усовершенствования СУР в таможнях ГФС, углубления европейской интеграции Украины, налаживания диалога с общественностью и бизнес-сообществом и т. п.

Как определено частью четвертой ст. 337 Таможенного кодекса контроль с применением СУР — это оценка риска путем анализа (в том числе с использованием информационных технологий) представленных документов в конкретном случае перемещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины с целью избрания форм и объема таможенного контроля, достаточных для обеспечения соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела.

При этом таможни ГФС при проведении таможенного контроля должны руководствоваться принципом избирательности и, как правило, ограничиваться формами таможенного контроля, достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Украины. То есть таможенный контроль предусматривает выполнение таможнями ГФС минимума таможенных формальностей, необходимых для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела.

Согласно п. 12 раздела І Порядка № 684 контроль с применением СУР, осуществляемый в соответствии со ст. 337 Таможенного кодекса, может быть автоматизированным, неавтоматизированным и комбинированным. При этом при разработке мер по управлению рисками преимущество предоставляется автоматизированному и комбинированному контролю с применением СУР.

Таким образом, контроль с применением системы управления рисками предусматривает использование информационных технологий. На практике это реализуется с помощью АСАУР, функциональными элементами которой являются электронные профили риска.

Порядком № 684 определено, что АСАУР — это совокупность программно-информационных комплексов, обеспечивающих функционирование системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств. В настоящее время в АСАУР функционируют следующие модули:

  • при таможенном оформлении таможенной декларации (в том числе электронной таможенной декларации);
  • в пунктах пропуска через государственную границу для автомобильного и железнодорожного сообщения (по так называемым красному  и зеленому коридорам).

Следует отметить, что в соответствии с лучшими мировыми практиками и с учетом подходов выполнения таможнями ГФС минимума таможенных формальностей, необходимых для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, предусмотрено, что таможнями на границе преимущественно осуществляется анализ рисков безопасности.

Следовательно, управление рисками в пунктах пропуска сосредоточено прежде всего на рисках незаконного перемещения через таможенную границу товаров, на которые установлены запреты, ограничения, незаконного перемещения культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов, подакцизных товаров, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, фальсифицированных лекарственных средств и т. п., а также рисках недоставки товаров к таможне назначения или их подмены.

С помощью АСАУР осуществляется автоматизированное сопоставление данных (сведений) по конкретному перемещению на предмет совпадения их с заложенными в АСАУР алгоритмами проверки (профилями риска). При выявлении возможных рисков нарушения таможенного законодательства инспектору таможни автоматически выдается перечень таможенных формальностей (мер контроля), которые необходимо выполнить для подтверждения или опровержения выявленных рисков.

Следует отметить, что сведения, содержащиеся в профилях риска (индикаторы риска и их конкретные числовые значения), являются предметом особого интереса со стороны субъектов ВЭД. Однако паспорта профилей риска, которыми они утверждаются, являются служебной информацией. Такой подход к защите информации об индикаторах/профилях риска применяется практически во всех странах для недопущения умышленного манипулирования (искажения) сведениями, которые подаются до таможенного оформления, с целью избежания таможенного контроля.

Порядком № 684 определены следующие виды таможенных формальностей: обязательный, обязательный при условии, при необходимости. При этом указанным Порядком четко определены процедура и случаи невыполнения таможенных формальностей, сформированных по результатам применения СУР.

Также эти Порядком предусмотрена возможность, когда сформированный с помощью АСАУР перечень таможенных формальностей может дополняться/корректироваться на основании использования других (кроме электронных профилей риска) инструментов по управлению рисками, например перечней индикаторов риска.

Такой подход обеспечивает возможность осуществления полноценной комплексной оценки рисков конкретной внешнеэкономической операции. Именно такова современная мировая практика, предусматривающая объединение средств автоматизации и человеческого интеллекта для обеспечения оценки и анализа рисков при таможенном контроле.

Следуя такой практике, сегодня разработаны и утверждены нормативно-правовые основы для введения в Украине так называемого таргетинга при таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что позволит сосредоточить ресурсы таможни на самых крупных областях риска, тем самым уменьшив трансакционные расходы бизнеса, и усилить транзитный потенциал Украины.

Такой подход позволяет повысить качество оценки рисков и уменьшить количество отобранных для контроля перемещений. Также управление рисками в пунктах пропуска предусматривает введение анализа и оценки рисков на основе предварительного информирования перевозчиками для обеспечения возможности обработки заранее полученной предварительной информации.

Это, в свою очередь, позволит ускорить пропуск товаров и транспортных средств через таможенную границу путем упрощения и гармонизации таможенных процедур непосредственно на границе, ограничив их тем же минимумом, необходимым для выявления рисков безопасности.

Следует подчеркнуть, что срабатывание АСАУР еще не свидетельствует о наличии нарушения, а только о необходимости дополнительной проверки для подтверждения или опровержения такой возможности. Таким образом, восприятие СУР отдельными субъектами ВЭД как инструмента прекращения или запрета рискованных транзакций не соответствует целям ее применения, определенным частью третьей ст. 361 Таможенного кодекса.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42