Статьи
Тема: Прочее

Авторынок Украины: набирая скорость, спешим медленно

По данным Всемирного банка, показатели роста ВВП Украины совпадают с теми, которые озвучил Нацбанк Украины. Так, ВВП Украины в III квартале 2015 г. по сравнению с предыдущим кварталом и с учетом сезонного фактора вырос на 1%. Эта на первый взгляд небольшая цифра вселяет оптимизм увидеть свет в конце туннеля отечественной экономики.
Среди «светлячков» — автомобильная отрасль, которая в 2015 г. продемонстрировала положительные тенденции роста, и по прогнозам экспертов, и в дальнейшем (хотя, возможно, и не так стремительно, как хотелось бы) будет развиваться, укрепляя свои позиции.


Сдержанный оптимизм

Сентябрь нынешнего года стал определенным образом переломным для автомобильной отрасли. Объемы продаж новых автомобилей остаются низкими — всего за месяц продано 4908 автотранспортных средств. Однако это почти на 30% больше, чем в августе. Кроме того, наблюдается положительная динамика: если в І квартале падение рынка составило свыше 76% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), то во втором — уже около 54%, а в третьем — только 27%.

Всего за 9 месяцев 2015 г. реализовано 30 528 легковых автомобилей, что вдвое меньше, чем в прошлом году. В сентябре их продано 4136, что на четверть меньше по сравнению с данными 2014 г., однако на 16,2% больше, чем в августе. Лидерские позиции сохранили Toyota (512 проданных машин), Renault (392) и ЗАЗ (378), а существенный рост продаж отмечен в Chevrolet (почти втрое), Opel (в два раза), а также Škoda, Land Rover, Chery, Daewoo, Ford и Mercedes-Benz. Следовательно, рост наблюдается в сегменте как доступных авто, так и премиум-класса. И скорее всего он будет продолжаться, потому что отложенный спрос на автомобили существует.

— Я вижу все предпосылки если не для роста, то для меньшего падения рынка по сравнению с прошлым годом, — отметил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — В этом году рынок демонстрирует позитивные тенденции, и я надеюсь, что они будут набирать обороты. На 2016-й прогнозирую рост на уровне 15 — 20% по сравнению с нынешним годом.

Вместе с тем сейчас сложилась странная ситуация: в МРЭО замедлилась регистрация новых автомобилей из-за нехватки номерных знаков. Олег Назаренко называет это парадоксальным явлением, ведь в 2008 г., например, продали 652 тыс. машин и никакой дефицит не наблюдался. Поэтому автоимпортеры обратились с открытым письмом к министру внутренних дел Арсению Авакову, чтобы он во всем разобрался.

А вот с производством транспортных средств ситуация не настолько обнадеживающая. Хотя рост по сравнению с августом и составляет 115%, в сентябре их произвели только 416 единиц. Из них легковых моделей — 170, причем все они — Škoda, собранные на закарпатском «Еврокаре», который недавно таки запустил конвейер. ЗАЗ, «Богдан» и Кременчугский автосборочный завод за месяц не произвели ни одной легковой машины. Из 173 выпущенных грузовиков львиная доля (141) — продукция КрАЗа. Это предприятие демонстрирует стабильно хорошие результаты и за девять месяцев увеличило объемы производства на 10,1% по сравнению с прошлым годом. Именно благодаря ему падение в сегменте коммерческой техники по сравнению с 2014 г. относительно небольшое. Автобусов же собрано только 73, хотя это больше, чем в сентябре 2014 г. То есть и в этой сфере заметен рост. 

Налог на роскошь с роскошного транспорта

Новые правила игры, введенные Кабинетом Министров Украины, призваны улучшить ситуацию на рынке. Так, досрочно, с 1 октября нынешнего года, отменена спецпошлина на импортные автомобили. Она составляла 2,15 — 4,3% (в зависимости от объема цилиндров двигателя), а следовательно, на столько же подешевеют модели, которые входили в эту категорию. И, действительно, почти сразу цены немного снизили BMW, Chery, Chevrolet, Hyundai, KIA, MG, Škoda и SsangУong. Теперь главное, чтобы рост доллара и евро не нивелировал эти скидки. С 1 января 2016 г. отменяется еще и сертификация новых автомобилей, ведь ее требования значительно ниже, чем стандарты на заводах ведущих мировых компаний. Это также должно немного уменьшить стоимость авто, хотя вместе с тем она может вырасти из-за введения (также с 1 января следующего года) новых экологических норм Евро-5, ведь в этом случае на машины придется устанавливать более современное и дорогое оборудование.

Вызывает много вопросов противоречивый налог на роскошь. Олег Назаренко утверждает, что по состоянию на 1 сентября от его уплаты бюджет получил 281 млн.  грн. Учитывая сумму налога в 25 тыс.  грн., можно подытожить, что уплатили его 11 200 автовладельцев. Всего же в эту категорию входит 17 500 граждан, следовательно, треть из них проигнорировали это требование. Министр финансов Украины Наталия Яресько назвала этот налог несовершенным, и члены правительства планируют его изменить. Ведь получается, что бюджетный внедорожник SsangУong Korando таким налогом облагается, а дорогие модели BMW, Mercedes-Benz или даже Porsche с объемом цилиндров двигателя меньше 3 л — нет.

По новому проекту налог на роскошь будет касаться легковых автомобилей стоимостью свыше 1 млн. грн. Планируют создать перечень дорогих марок машин, а при определении стоимости примут во внимание и уровень их комплектации, и коробку передач, и пробег. Но эти параметры в техническом паспорте не указаны, поэтому отследить их очень трудно. Некоторые «народные умельцы» могут накручивать пробег автомобиля в сторону увеличения, чтобы удешевить его. К тому же ежегодно демонстрируют десятки новых моделей и модификаций авто, которые нужно будет постоянно вносить в этот перечень. Поэтому, понятно, обслуживание этого налога будет сложным и недешевым.

— Администрирование налога обойдется в большую сумму, чем поступления от него, — подчеркивает Олег Назаренко. — Если члены правительства хотят облагать автомобилистов налогом, то можно ввести акциз на горючее. Кто больше ездит, тот и больше платит. Это будет прозрачно, честно и легко контролируется.

На самом деле, по мнению генерального директора ВААИД, значительно проще ввести налог на роскошь для действительно роскошного транспорта, такого как, например, частные самолеты и яхты. Его уплату намного легче контролировать, потому что для взлета авиалайнера или захода в порт судна необходимо каждый раз получать разрешение. Соответственно, неплательщики это разрешение получать не будут.

Новое — хорошо забытое старое

Однако государство недополучает денежные средства и от уплаты других автомобильных налогов. Так, по словам народного депутата Украины Игоря Диденко, сети автозаправочных станций массово уклоняются от уплаты акциза на горючее и дополнительного сбора в размере 5% с розничных продаж.

— Сегодня государство получает вдвое меньше акциза, чем могло бы: 20 млрд.  грн. в год вместо 40 млрд. грн., учитывая то количество бензина и дизельного горючего, которое продается, — отмечает Игорь Диденко. — Так, на автозаправках продают бензин якобы по безналичному расчету, чтобы не уплачивать 5% налога.

Еще одно нововведение — возвращение обязательно техосмотра. Обязательство ввести эту процедуру до 1 января 2017 г. Украина взяла на себя, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Конечно, все хорошо помнят причину отмены техосмотра в 2011 г. — высокий уровень коррупции, ведь очень часто талоны ТО просто покупались. Вместе с тем эта процедура полезна для менее организованных водителей, которые откладывают поездку к «автодоктору» на потом, а неисправность транспортного средства может привести к ДТП. По мнению Игоря Диденко, эту функцию нужно отдать не ГАИ, а авторизованным сервисным центрам. Кроме того, техосмотр можно упростить до проверки самых важных систем автомобиля (тормоз, руль или осветительные приборы).

Если Украина идет в Европу, то нужно принимать европейские правила игры, тем более что они не самые плохие.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42