Юридическая практика

Основания для освобождения от ответственности в сфере ВЭД

 

СУТЬ ДЕЛА

 

В ГФС Украины поступила жалоба ПАО «А» на налоговое уведомление-решение Константиновской ОГНИ Главного управления ГФС в Донецкой области и на решение Главного управления ГФС в Донецкой области о результатах рассмотрения первичной жалобы, при рассмотрении которой установлено следующее.

Константиновской ОГНИ Главного управления ГФС в Донецкой области проведена документальная внеплановая невыездная проверка ПАО «А» по вопросам соблюдения требований валютного законодательства Украины за период с 26.02.2014 г. по 02.12.2014 г., по результатам которой составлен акт.

В ходе проверки установлено, что между ПАО «А» и нерезидентами заключены внешнеэкономические контракты:

  • с РУП «М» о поставке глины формовочной бентонитовой, для выполнения условий которого ПАО «А» осуществены отгрузки товара 26.02.2014 г., 07.03.2014 г., 19.03.2014 г., 28.03.2014 г., 15.04.2014 г., 24.04.2014 г. и 15.05.2014 г. на общую сумму 344 610,80 дол. США.

В соответствии со ст. 1 Закона № 185 и учитывая п. 1 постановления № 453 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предельным сроком поступления валютной выручки от нерезидента на сумму 344 610,80 дол. США были 27.05.2014 г., 05.06.2014 г., 17.06.2014 г., 26.06.2014 г., 14.07.2014 р., 23.07.2014 г., 13.08.2014 г. соответственно, однако нерезидентом отгруженный товар оплачен не был.

Вместе с тем ПАО «А» до проверки представлено постановление Экономического суда г. Минска от 09.09.2014 г. о взыскании с РУП «М» задолженности в сумме 393 782,10 дол. США.

Таким образом, нарушение законодательно установленных сроков возврата валютной выручки составило 49, 96, 84, 75, 57, 48 и 27 дней соответственно;

  • с ОАО «Л» о поставке глины формовочной бентонитовой, для выполнения условий которого ПАО «А» осуществена отгрузка товара 11.03.2014 г. на сумму 2 439 808,00 рос. руб.

Согласно ст. 1 Закона № 185 и учитывая п. 1 постановления № 453 предельный срок поступления валютной выручки от нерезидента на сумму 2 439 808,00 рос. руб. — 09.06.2014 г., однако нерезидентом отгруженный товар оплачен 01.07.2014 г., то есть с нарушением законодательно установленного срока на 22 дня;

  • с ПТУП «Е» о поставке глины формовочной бентонитовой, для выполнения условий которого ПАО «А» осуществлена отгрузка товара 28.05.2014 г. на сумму 10 305,00 евро, 13.06.2014 г. — на сумму 10 455,00 евро, 24.06.2014 г. — на сумму 10 410,00 евро.

В соответствии со ст. 1 Закона № 185 и с учетом п. 1 постановления № 270 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предельными сроками поступления валютной выручки от нерезидента были 26.08.2014 г., 11.09.2014 г., 22.09.2014 г. соответственно, однако нерезидентом отгруженный товар оплачен 28.08.2014 г., 18.09.2014 г., 15.10.2014 г., то есть с нарушением законодательно установленных сроков на 2, 7 и 23 дня соответственно;

  • с фирмой «S» о поставке бентонита, для выполнения условий которого ПАО «А» осуществлен авансовый платеж на сумму 397 665,00 евро, что удостоверено платежным поручением от 21.05.2014 г.

Согласно ст. 1 Закона № 185 и учитывая п. 1 постановления № 270 предельный срок поступления товара от нерезидента — 19.08.2014 г., однако ПАО «А» получен товар 28.08.2014 г., то есть с нарушением законодательно установленного срока на 9 дней.

Следовательно, проверкой выявлено нарушение ПАО «А» статей 1 и 2 Закона № 185, а именно: несвоевременный возврат валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам.

На основании заключений акта проверки Константиновской ОГНИ Главного управления ГФС в Донецкой области принято налоговое уведомление-решение о начислении ПАО «А» 1 022 600,39 грн. штрафных санкций в виде пени за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД.

Решением Главного управления ГФС в Донецкой области первичная жалоба ПАО «А» оставлена без удовлетворения.

Не соглашаясь с указанным налоговым уведомлением-решением и решением Главного управления ГФС в Донецкой области, ПАО «А» \обжаловало их в административном порядке к ГФС Украины.

 

 

ПОЗИЦИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА 

 

ПАО «А» в жалобе просит отменить налоговое уведомление-решение, утверждая, что заключения акта проверки не соответствуют требованиям действующего законодательства Украины.

По мнению ПАО «А», оно освобождается от ответственности в сфере ВЭД, поскольку является субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность на территории проведения АТО.

 

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ РЕШЕНИЯ 

 

В соответствии со ст. 1 Закона № 185 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной ГТД) экспортируемой продукции, а при экспорте работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

Статьей 2 этого Закона предусмотрено, что импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

Нацбанк Украины имеет право вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели вышеуказанные.

 Согласно постановлениям № 270 и № 453 расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона № 185, осуществляются в срок, не превышающий 90 календарных дней.

Нарушение резидентами сроков возврата валютной выручки или поставки товара, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона № 185, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка Украины на день возникновения задолженности (ст. 4 указанного Закона).

В случае принятия к рассмотрению судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, предусмотренные статьями 1 и 2 Закона № 185, приостанавливаются и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

При принятии судом решения об отказе в иске полностью или частично либо прекращении (закрытии) проведения по делу или оставлении иска без рассмотрения сроки, предусмотренные статьями 1 и 2 Закона № 185, возобновляются и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены.

При принятии судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона № 185, не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.

Таким образом, нормы Закона № 185 носят императивный характер и определенная им ответственность наступает независимо от причин, по которым произошло нарушение. Этот Закон предусматривает единое основание для освобождения резидента от ответственности в виде пени за нарушение сроков возврата валютной выручки или поставки товара по импортным контрактам, а именно принятие судом решения об удовлетворении иска резидента о взыскании соответствующей задолженности по внешнеэкономическому договору.

Однако ПАО «А» ни в ходе проверки, ни до рассмотрения первичной и повторной жалоб не были поданы исковые заявления о взыскании задолженности с нерезидентов, а также доказательства направления Экономическому суду г. Минска иска о взыскании задолженности с нерезидента по внешнеэкономическому контракту с РУП «М», которые бы удостоверяли, что обращение в суд было осуществлено раньше 09.09.2014 г.

Согласно частям шестой и седьмой ст. 6 Закон № 185 в случае если превышение сроков, указанных в статьях 1 и 2 этого Закона, обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, ход указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.

Статьей 1 Закона № 1669 определено, что период проведения антитеррористической операции — это время между датой вступления в силу Указа № 405 и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины.

Территория проведения антитеррористической операции — это территория Украины, на которой расположены населенные пункты, определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с этим Указом.

В соответствии со ст. 10 Закона № 1669 в течение срока действия этого Закона единым надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форса-мажора), имевших место на территории проведения антитеррористической операции, как основание для освобождения от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Подпунктом 2 п. 4 ст. 11 Закона № 1669 внесены изменения в Закон № 671, которыми предусмотрено, что Торгово-промышленная палата Украины удостоверяет форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), а также торговые и портовые обычаи, принятые в Украине, по обращениям субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц, а также выдает сертификаты относительно форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Порядок удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) в системе Торгово-промышленной палаты Украины установлен Регламентом № 40(3).

Учитывая указанное, основанием для неприменения санкций к ПАО «А», предусмотренных ст. 4 Закона № 185, является выданный ему сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах.


ДЛЯ СПРАВКИ

Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа)
страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.


Таким образом, поскольку ПАО «А» ни до проверки, ни до рассмотрения жалобы не представлен сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, то утверждение о том, что оно в связи с нахождением в зоне проведения АТО освобождается от уплаты штрафных санкций в виде пени, необоснованно.

Учитывая вышеуказанное, ГФС Украины решением о результатах рассмотрения повторной жалобы ПАО «А» обжалованное налоговое уведомление-решение Константиновской ОГНИ Главного управления ГФС в Донецкой области оставлено без изменений, а жалоба налогоплательщика — без удовлетворения.

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42