Новости

Учет расходов на подготовку к осенне-зимнему периоду

Поддержка на предприятии соответствующего температурного режима на рабочих местах и в производственных помещениях в осенне-зимний период имеет важное значение и требует расходов разнопланового характера, в частности расходов на систему отопления, утепление фасада, приобретение обогревательных приборов и т. д. О том, как указанные расходы отражаются в учете, пойдет речь в этой статье.


Расходы на создание и функционирование систем отопления

Для поддержания нормального температурного режима и в целях недопущения переохлаждения воздуха как в производственных, так и в других помещениях (административных, общепроизводственных, складских и т. д.) предприятие может устанавливать автономные системы отопления. А конкретнее — приобретать отопительные котлы и устанавливать (монтировать) их. Поскольку срок службы котла (а в этом можно убедиться, изучив технический паспорт или другой документ производителя либо продавца) превышает один год и его стоимость больше 6500 грн., соответственно этот объект следует отнести к основным средствам (далее — ОС). Если предприятие приняло решение рассматривать отопительный котел как отдельный объект ОС, то его следует отнести к машинам и оборудованию (пп. 5.1.4 ПБУ 7). Но возможна ситуация, когда данные расходы классифицируются как модернизация здания, в таком случае они идут на увеличение стоимости группы «Здания, сооружения и передаточные устройства» (пп. 5.1.3 ПБУ 7). Конечно, надо помнить еще о таком нюансе: в соответствии с п. 5.2 ПБУ 7 предприятия имеют право устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА). И если на предприятии установлен такой критерий, например, в сумме 6000 грн., а стоимость котла составляет 5400 грн. (что маловероятно при сложившемся уровне цен), то такой котел следует отнести к МНМА (пп. 5.2.2 ПБУ 7). Что касается расходов на монтаж, то их следует классифицировать как расходы, связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования, поэтому согласно п. 8 ПБУ 7 они также включаются в стоимость ОС или МНМА в зависимости от общего суммарного стоимостного критерия. Если одновременно с монтажом системы отопления осуществлялись и другие работы, то следует руководствоваться положениями ПБУ 7:

  • если проводились улучшения (дооборудование, модификация и пр.) и это должно привести к росту будущих экономических выгод, ожидаемых от использования объекта ОС, то стоимость таких улучшений увеличивает первоначальную стоимость объекта ОС (п. 14 ПБУ 7);
  • если расходы осуществлены с целью поддержания объекта ОС в рабочем состоянии (технический осмотр, обслуживание, ремонт и пр.) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод, то такие расходы включаются в состав расходов (п. 15 ПБУ 7).

Решение о характере и признаке осуществленных расходов принимает руководитель предприятия с учетом существенности таких расходов, а также на основе результатов анализа сложившейся ситуации (п. 29 Методических рекомендаций № 561).


ДЛЯ СПРАВКИ

Включение систем отопления осуществляется собственниками тепловых хозяйств по согласованию з теплоснабжающими организациями при условии, если в течение трех суток средняя суточная температура внешнего воздуха не превышает 8°С,
а отключение — когда на протяжении трех суток средняя суточная температура внешнего воздуха превышает 8°С
(приказ Минэнерго Украины и Минжилкоммунхоза Украины от 10.12.2008 г. № 620/378)


Отражение в бухучете расходов, связанных с созданием и функционированием систем отопления

В соответствии с требованиями Инструкции № 291 расходы на приобретение, монтаж, дооборудование отопительной системы отражаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», в случае если стоимость таких расходов больше стоимостного критерия (о нем говорилось выше). Если же стоимость таких расходов не превышает данный критерий, то расходы отражаются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». По дебету данных субсчетов отражается увеличение понесенных расходов на приобретение (монтаж, дооборудование и пр.) отопительной системы, а по кредиту — ввод в эксплуатацию. Введенные в эксплуатацию такие объекты подлежат учету в зависимости от стоимости на субсчетах 104 «Машины и оборудование» или 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Что касается расходов на поддержание отопительной системы в рабочем состоянии, то они включаются в состав расходов отчетного периода (об этом говорилось выше) также, как и амортизация. В ПБУ 16 предусмотрено, что расходы на:

  • отопление, освещение и другое содержание производственных помещений включаются в состав общепроизводственных расходов (п. 15.6 этого ПБУ);
  • содержание объектов общехозяйственного назначения включаются в состав административных расходов (п. 18); 
  • содержание объектов, связанных со сбытом, включаются в состав расходов на сбыт (п. 19 ПБУ 16).

Корреспонденции счетов при отражении операций по приобретению, монтажу, дооборудованию, обслуживанию отопительных систем представлены в табл. 1. 

Таблица 1


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Отражены расходы по приобретению отопительных котлов (отопительной системы)

151 (153)

631

2

Отражены расходы по установке, монтажу, дооборудованию отопительной системы

152 (153)

685

3

Отражен ввод в эксплуатацию отопительной системы как самостоятельного объекта ОС (МНМА) 

104 (112)

152 (153)

4

Отражено начисление амортизации

91, 92, 93

131 (132)

5

Отражены расходы (осуществленные и самостоятельно, и с привлечением подрядчиков) на поддержание отопительной системы в рабочем состоянии

91, 92, 93

205, 207, 209, 631, 685, 661, 651

  

Расходы на утепление (замену) окон и фасада

В целях обеспечения нормальных температурных условий предприятие может утеплять окна, осуществлять их замену, а также утеплять фасад.

Что касается порядка отражения в учете расходов на утепление окон или их замену, то в данном случае следует руководствоваться требованиями ПБУ 7 и Методическими рекомендациями № 561. Предприятие должно принять решение о характере и признаках осуществляемых расходов. Если принято решение, что расходы осуществлены с целью увеличения суммы ожидаемых экономических выгод, то они увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС, в данном случае — здания (или части здания). Если принято решение, что такие расходы осуществляются с целью поддержания объекта ОС в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод, то они включаются в расходы отчетного периода.

Расходы на утепление фасада являются расходами на улучшение ОС (здания). Поэтому на сумму таких расходов увеличивается первоначальная стоимость здания.

Подобные расходы могут быть осуществлены и в арендуемых предприятием зданиях или помещениях. Так, в соответствии с частью третьей ст. 773 Гражданского кодекса наниматель (то есть арендатор) имеет право изменять состояние арендованной вещи только по согласованию с наймодателем. Также в этом Кодексе определены особенности, касающиеся ремонта арендуемых предметов, в частности текущий ремонт осуществляется нанимателем за его счет, если иное не предусмотрено договором или законом (часть первая ст. 776 Гражданского кодекса);  капитальный ремонт осуществляется наймодателем за его счет, если иное не предусмотрено договором или законом (часть вторая этой статьи). То есть право или обязанность осуществления какого-либо ремонта, в том числе замены (утепления) окон и утепления фасада арендованного здания или помещения, необходимо зафиксировать в договоре аренды. Если предприятием-арендатором принято решение, что такие расходы являются улучшениями, приводящими к росту будущих экономических выгод, то они отражаются в составе капитальных инвестиций в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов (п. 8 ПБУ 14).


ДЛЯ СПРАВКИ

Допустимые микроклиматические условия — сочетание параметров  микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызывать изменения теплового состояния организма, которые быстро проходят, нормализуются и сопровождаются напряжением механизмов терморегуляции в пределах физиологической адаптации. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и снижение трудоспособности (п. 8 постановления Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 г. № 42 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений» (ГСН 3.3.6.042-99))


Отражение в бухучете расходов на  утепление (замену) окон и фасада

Согласно требованиям Инструкции № 291 данные расходы в случае увеличения первоначальной стоимости необоротных активов, находящихся в собственности предприятия, аккумулируются на субсчете 151 «Капитальное строительство». Если утепление (замена) окон и фасада осуществлялось в арендуемом здании или помещении, то расходы аккумулируются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». По дебету данных субсчетов отражается увеличение понесенных расходов, выполненных как хозяйственным, так и подрядным способом, а по кредиту — увеличение (создание) первоначальной стоимости объекта ОС или прочих необоротных активов. Непосредственно увеличение (создание) стоимости ОС отражается на субсчетах 103 «Здания и сооружения» и 117 «Прочие необоротные материальные активы». Если расходы направлены на поддержание объекта ОС в рабочем состоянии и не предусматривают его улучшение, то такие расходы включаются в состав расходов отчетного периода (общепроизводственных, административных, расходов на сбыт — в зависимости от назначения объекта).

Корреспонденция счетов при отражении понесенных расходов на утепление представлена в табл. 2. 

Таблица 2


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Отражены расходы предприятия на утепление (ремонт) окон и фасада, выполненные подрядным способом

151 (153)

631

2

Отражено приобретение новых окон для замены, а также стройматериалы для ремонта окон и утепления фасада при выполнении работ хозяйственным способом

205

631

3

Отражена в составе расходов стоимость окон и стройматериалов на утепление (ремонт) окон и  фасада, выполненных хозяйственным способом

151 (153)

205

4

Начислена заработная плата работникам, выполнявшим работы, и отчисления ЕСВ 

151 (153)

661, 651

5

Включена в первоначальную стоимость здания (или увеличена (создана) стоимость улучшений арендованных ОС) стоимость осуществленных работ

103 (117)

151 (153)

6

Отражены расходы на ремонт и обслуживание здания, выполненные подрядным способом, в составе расходов отчетного периода

91, 92, 93

631

7

Отражены расходы на ремонт и обслуживание здания, выполненные хозяйственным способом, в составе расходов отчетного периода

91, 92, 93

205, 661, 665

8

Отражено начисление амортизации

91, 92, 93

131 (132)

  

Расходы на приобретение обогревателей и тепловентиляторов

Расходы на приобретение обогревателей и тепловентиляторов также направлены на поддержание нормального температурного режима в офисных и складских помещениях, а также в небольших по площади производственных помещениях. Если срок службы таких активов более одного года, то в зависимости от стоимости единицы данного объекта они зачисляются либо в состав ОС (пп. 5.1.6 ПБУ 7 («Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)») и подлежат учету на субсчете 106 «Инструменты, приспособления и инвентарь», либо в состав МНМА (пп. 5.2.2 ПБУ 7), и тогда их надо учитывать на субсчете 112. Но вполне возможно, что, учитывая интенсивную эксплуатацию, срок службы таких активов не будет превышать один год. Тогда обогреватели и тепловентиляторы следует классифицировать как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и учитывать на субсчете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Основные корреспонденции счетов при приобретении обогревателей и тепловентиляторов представлены в табл. 3.

Таблица 3


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Отражены расходы предприятия на приобретение данных объектов сроком службы более одного года

152 (153)

631

2

Отражены расходы на приобретение данных объектов сроком службы до одного года

22

631

3

Введен в эксплуатацию обогреватель или тепловентилятор сроком службы более одного года

106 (112)

152 (153)

4

Передан в эксплуатацию объект МБП

91, 92, 93

22

5

Отражено начисление амортизации

91, 92, 93

131 (132)

 

Налог на прибыль

Начиная с 01.01.2015 г. объектом налогообложения является прибыль, которая определяется корректировкой финансового результата, рассчитанного в финансовой отчетности в соответствии с ПБУ или МСФО, на налоговые разницы (пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса). Что касается расходов, о которых идет речь в статье, то здесь могут возникнуть налоговые разницы, связанные с начислением амортизации. Это следует из п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса, в соответствии с которым финансовый результат до налогообложения: 

  • увеличивается на сумму начисленной амортизации ОС или НМА согласно ПБУ или МСФО;
  • уменьшается на сумму рассчитанной амортизации ОС или НМА согласно п. 138.3 ст. 138 Налогового кодекса. При этом следует отметить, что для расчета амортизации в налоговом учете согласно пп. 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 Налогового кодекса за основу берется амортизация, рассчитанная в соответствии с ПБУ или МСФО, с учетом установленных Кодексом ограничений. Также при расчете не применяется «производственный» метод. В пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Налогового кодекса приведены минимально допустимые сроки амортизации ОС и прочих необоротных активов по группам. Некоторые из них представлены на рис. 1.

Рис. 1. Некоторые минимально допустимые сроки амортизации ОС и прочих необоротных активов по группам

 

Минимально допустимые сроки применяются с учетом следующего: 

  • если срок эксплуатации объекта ОС в бухгалтерском учете установлен меньше минимального допустимого, то для расчета амортизации в налоговом учете берется срок, указанный в Налоговом кодексе; 
  • если же срок эксплуатации равен или больше минимально допустимого, то для расчета берется срок, используемый в целях бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на особенности расчета амортизации объектов МНМА. В соответствии с требованиями п. 27 ПБУ 7 амортизация объектов МНМА начисляется с применением следующих методов: прямолинейного;  производственного; «50 на 50», то есть в первом месяце использования начисляется амортизация в размере 50% амортизируемой стоимости, а остальные 50%  в месяце выбытия;  амортизация начисляется в размере 100% стоимости объекта МНМА в первом месяце его использования.

Производственный метод, как было уже сказано, в целях расчета налоговой амортизации не применяется. Прямолинейный метод предусматривает деление амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта ОС (часть первая п. 26 ПБУ 7). Но минимально допустимый срок амортизации для объекта МНМА не установлен. Поэтому, принимая решение о применении данного метода расчета амортизации объектов МНМА, плательщик налога на прибыль должен знать, что в итоге корректировки сумма амортизации будет исключена из расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения. Следовательно, оптимальный вариант для плательщиков налога на прибыль — применение одного из способов («50 на 50» или 100%) и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Следует напомнить, что Законом № 655 внесены изменения в пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, согласно которым изменился стоимостный критерий ОС. В соответствии с этими изменениями начиная с 01.09.2015 г. к ОС относятся материальные активы, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 грн. (ранее — 2500 грн.) и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок эксплуатации которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

В заключение рассмотрим порядок отражения в учете расходов на подготовку к осенне-зимнему периоду на условных примерах.

ПРИМЕР 1

Предприятие в сентябре 2015 г. приобрело котел для отопления офиса стоимостью 25 000 грн., кроме того, НДС 20% — 5000 грн., итого в сумме 30 000 грн. Расходы на монтаж и установку составили 3000 грн., НДС 20% — 600 грн., итого в сумме 3600 грн. Срок службы установленной системы отопления определен в целях бухгалтерского и налогового учета 6 лет (72 месяца). Методом амортизации выбран прямолинейный метод, амортизация начисляется начиная с октября 2015 г., то есть с месяца, следующего за месяцем ввода котла в эксплуатацию. Также в ходе функционирования установленной системы отопления понесены расходы на профилактический осмотр и техническое обслуживание системы: 200 грн., НДС 20% — 40 грн., итого в сумме 240 грн. В учете указанные операции отражены следующим образом (табл. 4):

Таблица 4


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

Отражены расходы на приобретение котла

152

631

25 000

-

-

2

Отражен налоговый кредит по зарегистрированной налоговой накладной  в ЕРНН

641/НДС

631

5000

-

-

3

Отражены расходы на монтаж и установку системы отопления

152

685

3000

-

-

4

Отражен налоговый кредит по зарегистрированной налоговой накладной  в ЕРНН

641/НДС

685

600

-

-

5

Перечислены денежные средства продавцу за котел с текущего счета

631

311

3000

-

-

6

Перечислены денежные  средства с текущего счета подрядчику за монтаж и установку отопительной системы

685

311

3600

-

-

7

Введена в эксплуатацию отопительная система

104

152

28 000

-

-

8

Начислена амортизация в октябре 2015 г. ((28 000 : 6 ) : 72)

92

131

64,81

-

64,81

9

Отражены расходы на осмотр и обслуживание системы

92

685

200

-

200

10

Отражен налоговый кредит согласно налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

685

40

-

-

11

Отражена оплата за осмотр и обслуживание

685

311

240

-

-

 

ПРИМЕР 2

Оптовое предприятие арендует помещение под склад, где хранится и откуда отгружается товар покупателям. По согласованию с арендодателем (есть дополнение к договору аренды, где арендатору разрешено за свой счет производить ремонтные и другие работы) в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду осуществлены работы по утеплению фасада склада собственными силами, а также отремонтированы окна и двери на сумму 5000 грн., НДС 20% — 1000 грн., всего 6000 грн. Заработная плата рабочих ремонтной службы составила по данному объекту 1210 грн., отчисления ЕСВ — 460 грн. (табл. 5).

Данные расходы формируют отдельный объект ОС («Улучшения арендованных основных средств») и подлежат амортизации как объект 9 группы «Прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет (пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 Налогового кодекса). Аналогичная позиция изложена в письме № 16335/6/99-99-19-02-02-15.

Таблица 5


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, 
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

Отражено приобретение стройматериалов

205

631

5000

-

-

2

Отражен налоговый кредит по зарегистрированной налоговой накладной  в ЕРНН

641/НДС

631

1000

-

-

3

Перечислены денежные средства продавцу за стройматериалы

631

311

6000

-

-

4

Отражена в составе капитальных инвестиций в прочие необоротные активы начисленная заработная плата рабочих-ремонтников

153

661

1210

-

-

5

Отражены в составе капитальных инвестиций в прочие необоротные активы отчисления ЕСВ

153

651

460

 

 

6

Отражена в составе капитальных инвестиций в прочие необоротные активы стоимость израсходованных стройматериалов

153

205

5000

-

-

7

Увеличена (создан новый объект) стоимость объекта «Улучшения арендованных ОС»

117

153

6670

-

-

 

ПРИМЕР 3

Предприятие приобрело до наступления осенне-зимнего периода тепловентилятор для обогрева офисного помещения стоимостью 2000 грн., НДС 20% — 400 грн., итого в сумме 2400 грн. Гарантийный срок службы согласно эксплуатационным документам составляет два года. В соответствии с приказом об учетной политике предельный стоимостный критерий предметов, входящих в состав МНМА, установлен в размере 2500 грн. Амортизация МНМА начисляется в размере 100% стоимости объектов МНМА в первом месяце использования. В учете данные операции отражаются следующим образом (табл. 6):

Таблица 6


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, 
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

Отражено приобретение тепловентилятора

153

631

2000

-

-

2

Отражен налоговый кредит по зарегистрированной налоговой накладной  в ЕРНН

641/НДС

631

400

-

-

3

Перечислены денежные средства продавцу за тепловентилятор

631

311

2400

-

-

4

Введен в эксплуатацию тепловентилятор

112

153

2000

-

-

5

Начислен износ в размере 100% стоимости в первый месяц эксплуатации

93

132

2000

-

2000

6

Отражено списание тепловентилятора

132

112

2000

-

-

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42