Статьи
Тема: Организация деятельности предприятий, Прочее

Индустрия, сотканная из гламура

Во время «круглого стола» — «Украинская неделя моды как фешн-платформа креативной экономики», недавно состоявшегося в «Мистецькому Арсеналі» в рамках проведения Ukrainian Fashion Week, заместитель Министра экономического развития — Торговый представитель Украины Наталия Микольская заявила, что развитие на высоком уровне сети распространения украинских брендов одежды как внутри страны, так и за рубежом для правительства является одной из приоритетных задач. И отечественные стартаперы, и чиновники сегодня сообща работают над тем, чтобы вывести творческие индустрии на высокий уровень, смягчить риски и помочь бизнесменам отыскать свое место не только на внутреннем, но и на внешних рынках.  


Как лоббируют креативную экономику

Вісник Про гламур 41

Каждый раз после завершения феерического Ukrainian Fashion Week кажется, что украинская мода вот-вот превратится в настоящую индустрию. Но гламурная фешн-картинка, скрывающая жесткие законы бизнеса, пока что обманчива. Даже очень именитые отечественные кутюрье жалуются на то, что мультибрендовые бутики отдают предпочтение не украинским дизайнерам, а раскрученным западным брендам. Никто не хочет рисковать денежными средствами, потому что намного легче закупить изделия уже разрекламированных в глянце торговых марок.

Правительства развитых стран давно принимают специальныепрограммы по лоббированию творческих индустрий — архитектуры, дизайна, IT, народно-декоративного искусства, литературы, кинематографа. На Западе креативная экономика развивается более десятилетия. Например, в США еще в 1998 г. культурные индустрии дали дохода больше, чем авиационная отрасль. В настоящее время доход от креативных индустрий государства составляет 51% ВВП. Программы поддержки развития творческого предпринимательства занимают ключевое место в социально-экономической политике стран Европы и распространяются во многих регионах мира.

Ориентированную на развитие малого и среднего бизнеса модель поддержки творческих индустрий применяют в соседней Польше, где создаются промышленные кластеры и вводится льготный налоговый режим, но только для предприятий, дающих положительный результат. Хорошим подспорьем для бизнеса здесь считают возможным получить кредиты под 2-4% годовых. А для привлечения стратегических инвесторов существуют государственные гранты: польское правительство софинансирует 7-8% стоимости инвестиций и обеспечивает поддержку новому бизнесу.

«В Украине получить денежные средства под идею крайне сложно. Сначала нужно объяснить бизнесу возможные гешефты на уровне идеи, — делится мыслями продюсер из команды Ukrainian Fashion Week Виктор Гриза. — К тому же в законодательной плоскости в Украине нет никаких преференций для креативных бизнесов. На первых порах очень важно, чтобы был льготный налоговый период. Это очень мощный драйвер для запуска длинной цепи определенных смежных специальностей. Мы создаем fashion-инкубатор, в котором молодые дизайнеры получат знания в отраслях экономики, логистики, маркетинга, продвижения, работы с розничными сетями. То есть приводим в товарный вид дизайнера, в которого уже можно будет инвестировать. Такой инкубатор поможет связать дизайнера с инвесторами».

Вісник Показники легкої промисловості у 2014 р.Смягчить риски

По мнению многих аналитиков, для того чтобы иностранные инвестиции пришли в Украину,  Киеву необходимо преодолеть фундаментальную проблему доминирования в экономике крупных государственных предприятий. С точки зрения форм бизнеса именно креативные индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие услуги и продукты. В Украине этот сегмент предпринимателей при нестабильной экономике не очень стремится к рискованным стартапам, которые не так быстро принесут прибыль. К тому же творческим личностям обычно не хватает элементарных экономических знаний и представлений о том, как продвигать собственную продукцию.

В Минэкономразвития Украины взялись помочь отыскать ниши для продвижения товаров украинских производителей легкой промышленности и отечественных брендов на внешних рынках. Чем можно посодействовать производителям одежды знают специалисты, входящие в специальную группу легкой промышленности, работающую в рамках Совета по продвижению экспорта, созданного Минэкономразвития Украины. Сегодня одними из наиболее актуальных являются вопросы выхода на новые рынки и уменьшения ввозной пошлины на ткани, которые, как и фурнитура, в Украине фактически не производятся.

Поэтому одним из первых и самых важных шагов, с которого начинают члены правительства, — непосредственное знакомство потенциальных потребителей с одеждой «Made in Ukraine». По словам Наталии Микольской, совместно с правительством Канады уже в следующем году планируется провести бизнес-форум и параллельно выставку-ярмарку украинских товаров в Канаде. По предварительным данным, планируется, что участие в мероприятии примут около 300 украинских производителей. Чиновница напомнила, что Соглашение о свободной торговле с Канадой, которое будет подписано и ратифицировано в ближайшее время, предусматривает полную отмену ввозной пошлины на украинские товары легкой промышленности.

Первые организационные инициативы правительства могут удачно способствовать идеям креативной среды. Тем более, что приоритетность товаров легкой промышленности для национальной экономики очевидна. По данным Укрлегпрома, она обусловлена значительным объемом внутреннего рынка товаров (свыше 120 млрд. грн. ежегодно), быстрым оборотом капитала и высоким уровнем добавленной стоимости продукции (до 50%), незначительным влиянием на окружающую среду и низкой энергоемкостью производства. Прошлогодние объемы реализованной продукции составили 10 млрд. грн. Объемы экспорта — 1,1 млрд. дол. По результатам экспертного анализа произведенных в Украине зарубежных марок, который в свое время провел Укрлегпром, оказалось, что отечественные швейные фабрики выпускают продукцию всех известных европейских брендов. Чтобы убедиться в высокой квалификации наших мастеров, достаточно взглянуть на витрины магазинов, торгующих одеждой таких марок, как Hugo Boss, Marks & Spencer, Monton, Plato и т. п. Одежда от украинских дизайнеров сегодня продается в 68 городах мира.

Качественный крой и пошив, разнообразие модных тканей и фасонов и, что самое важное, демократичные цены — все это делает отечественный продукт более конкурентоспособным и популярным среди отечественных и зарубежных потребителей. А десятки и даже сотни микробизнесов, уже существующих в Украине, дают надежду на то, что множество талантливых предпринимателей, объединив творчество с бизнес-мышлением, могут достичь весомого экономического эффекта.

 


ДЛЯ СПРАВКИ

Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальный творческий принцип,
навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест
путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42