Статьи

Отходы — в доходы

Сфера сбора, сортировки и утилизации отходов может служить бесперебойным поставщиком дешевого вторичного сырья и призвана способствовать дополнительным поступлениям в бюджет. 21 октября 2015 г. в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 3199-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно включения налога за производство и импорт упаковки и товаров в упаковке в экологический налог)», которым предлагается производство и импорт упаковки и товаров в упаковке обложить экологическим налогом и направить его исключительно на оплату услуг по переработке бытовых отходов.


Законопроекту предшествовало революционное решение: 18 марта 2015 г. Кабинет Министров Украины проголосовал за отмену постановления № 915 «О введении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья», которое закрепляло монопольное положение ГП «Укрекоресурси» на рынке утилизации тары и упаковки. Согласно постановлению, действовавшему с июля 2001 г., вся упаковка, произведенная в стране или импортированная, фактически облагалась специальным налогом  — так называемым тарифом на услуги по сбору, заготовке и утилизации использованной тары и упаковочных материалов. Функции по созданию системы сбора и утилизации были возложены на ГП «Укрекоресурси». То есть внутренние производители и импортеры должны были заведомо уплатить этому предприятию, непосредственно подчиненному Кабинету Министров Украины, или самостоятельно заниматься сбором, переработкой и утилизацией отходов.

ГП «Укрекоресурси» аккуратно собирало деньги. Так, только в 2013 г. на счет госпредприятия поступило 100 млн. грн. платежей, а всего с начала действия закона — свыше 1 млрд. грн. Однако тратить эти суммы по назначению оно не спешило. Не из-за излишней загруженности перерабатывающих предприятий. Наоборот, согласно данным Украинской упаковочно-экологической коалиции (УКРПЭК) в стране перерабатывается всего 3,65% бытовых отходов, тогда как в странах ЕС — до 85%, поэтому не только мусорные полигоны, но и пригородные леса и придорожные овраги завалены мусором. Вместе с тем перерабатывающие заводы, чтобы загрузить свои мощности, должны ежегодно импортировать, как правило, из соседних стран до 400 тыс. т вторсырья. Из-за сложившейся ситуации потери перерабатывающих предприятий ежегодно оцениваются в 5 млрд. грн. Что же привело к таким последствиям?

Конечно, денежные средства, полученные от переработчиков, иногда частично, а иногда в значительной мере компенсируют себестоимость упаковки. Но ведь за ее переработку и утилизацию предприятия-производители сначала рассчитались с ГП «Укрекоресурси», которые в такой схеме переработки отходов могли быть даже не задействованы», — подчеркивают эксперты.

Такая же ситуация сложилась и на бытовом уровне. Будущая утилизация всей тары и других упаковочных материалов, которые мы покупаем в магазине, уже оплачена заранее (еще на уровне производителя или импортера) и включена в отпускную цену такого товара. Однако мы вынуждены оплачивать дополнительные услуги по месту проживания за вывоз отходов с наших дворов и улиц.

То есть плата за сбор, заготовку и утилизацию тары и упаковочных материалов взималась как минимум два раза, а то и больше. К тому же система была выстроена таким образом, что ни на одну из структур нельзя было возложить конечную ответственность за горы отходов, в том числе пригодных для вторичной переработки.

Только в бытовом секторе ежегодно скапливается около 50 млн. м3 бытовых отходов, из которых около 35 — 45% — от упаковки. Поэтому производители и граждане-потребители забили тревогу. «Ситуация, сложившаяся у нас в сфере обращения с отходами производства и потребления, на самом деле критическая и требует экстренного решения», — подчеркивают эксперты.

Отмена постановления № 915 была только первым этапом комплексной реформы рынка утилизации тары и упаковки. Следующий шаг — принятие законопроекта об упаковке и отходах упаковки, который должен воплотить в Украине так называемую модель расширенной ответственности производителя, уже успешно функционирующую в 28 европейских странах.

Принцип расширенной ответственности производителя возлагает на него ответственность за сбор, транспортировку, переработку и утилизацию упаковки, стимулируя его применять экологические виды упаковки. Введение этого принципа и укрепление его на законодательном уровне позволит привести украинскую нормативную базу в сфере обращения с отходами в соответствие с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС и создать законодательную базу для дерегуляции и эффективного функционирования этой сферы.

Пока в Украине на свалках и полигонах скапливаются груды использованной упаковки, загрязняя землю, воздух и воду, в странах Евросоюза перерабатывается около 70% таких отходов. Причем речь идет не только об утилизации, а прежде всего о переработке и направлении отходов в доходы.

Так, в Чехии более 70% населения постоянно сортируют бытовые отходы, а всего в стране установлено свыше 240 тыс. контейнеров для раздельного сбора мусора. Еще в 2002 г. был  принят закон об упаковке, которым установлена общая ответственность за сбор и сортировку отходов упаковки муниципалитетов и производителей. Обязательства по сбору  отходов упаковки производители  передали аккредитованной государством частной компании ЭКО-КОМ, которая  за денежные средства бизнеса организовала раздельный сбор отходов упаковки в 6000 муниципалитетов. При этом государство контролирует эффективность деятельности оператора. В результате внедрения этой модели только за первые три года объем утилизации отходов упаковки вырос в четыре раза, а сегодня в Чехии перерабатывается 72% всей упаковки, попадающей на рынок.

Создание частной компании, которая бы за денежные средства производителей занималась раздельным сбором, транспортировкой, сортировкой и переработкой отходов упаковки, целесообразно и для Украины. 

Европейская модель обращения с отходами упаковки имела бы для Украины не только экологический, но и экономический эффект. Ежегодно мы теряем до 1 млн. т бумаги и картона, 0,6 млн. т стекла и такое же количество полимеров, которые могли бы перерабатываться. Вместо того значительный объем вторичного сырья импортируется.

Иностранный и украинский бизнес — члены Европейской Бизнес Ассоциации и Американской торговой палаты — активно поддерживают введение в Украине современного подхода к обращению с отходами упаковки и подчеркивают необходимость принятия Верховной Радой Украины соответствующего законопроекта. Главное, по мнению бизнеса, — это прозрачность и эффективность использования денежных средств, которые они будут платить за  сбор и сортировку отходов упаковки, и возможность контролировать результаты работы. И решение не заставило себя ждать: 21 октября 2015 г. в Верховной Раде Украины был принят проект закона (регистр. № 3199-1) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно включения налога за производство и импорт упаковки и товаров в упаковке в экологический налог)».

Соавторы законопроекта считают целесообразным производство и импорт упаковки и товаров в упаковке обложить экологическим налогом и направить его исключительно на оплату услуг по переработке бытовых отходов, которые предоставляются переработчиками бытовых отходов, получившими лицензии на осуществление такой деятельности.

В частности, председатель Комитета Верховной Рады Украиныпо вопросам таможенной и налоговой политики Нина Южанина отметила, что в Украине сложилась катастрофическая ситуация в сфере обращения с бытовыми отходами: ежегодно накапливается 12 — 15 млн. т твердых бытовых отходов, которые захораниваются на около 6 тыс. полигонов и свалок и около 33 тыс. несанкционированных мусорных свалок, площадь которых сопоставима с площадью такой страны, как Кипр. При этом из года в год наблюдается стойкая тенденция к увеличению объемов образования таких отходов. Существующие полигоны и свалки переполнены, их границы подошли вплотную к жилой застройке, 80 — 90% полигонов не соответствуют элементарным требованиям экологической безопасности.

Эта проблема не локальная, а характерна для каждого населенного пункта. Ее невозможно решить без введения оплаты за услуги по переработке бытовых отходов, поэтому и предлагается включить налог за производство и импорт упаковки и товаров в упаковке в экологический налог.

Уплату налога преусматривается сделать обязательной для юридических лиц независимо от формы собственности и физических лиц — предпринимателей, осуществляющих производство упаковки или товаров в упаковке на территории Украины и/или импортируюющих упаковку (отдельно или вместе с товарами). Ставка налога будет определяться в зависимости от материала, из которого изготовлена упаковка. При этом законотворцы предлагают создать условия для стимулирования использования в Украине экологически безопасных видов упаковки, период разложения которых составляет не более трех лет.

Кроме того, предусмотрено внесение законодательных изменений, которые дополнительно будут способствовать развитию сферы переработки бытовых отходов и уменьшению объемов не переработанных захороняемых бытовых отходов.

Соавторы законопроекта настаивают и на пересмотре среднего тарифа на захоронение бытовых отходов в Украине, который в настоящее время составляет 50 — 70 грн. за 1 т, что ныне не обеспечивает возможности надлежащего обращения с бытовыми отходами и подталкивает субъекты хозяйствования не перерабатывать/утилизировать бытовые отходы, а наоборот — размещать их на полигонах.

Депутаты убеждены, что предложенные изменения к Налоговому кодексу создадут законодательный механизм в сфере обращения с отходами, будут стимулировать инвестиции, развитие и использование новых технологий в этой отрасли, создадут условия для максимального повторного привлечения отходов в хозяйственный оборот как вторичных ресурсов и альтернативного источника энергии, обеспечат развитие сфере переработки отходов в целом, а также будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране, созданию новых рабочих мест.

Все эти радужные перспективы, возможно бы, и грели душу рядового гражданина, который хочет жить по принципу «чисто не там, где убирают, а там где не сорят», если бы не существенный недостаток. Законопроект предусматривает введение налога на упаковку не только для производителей продукции в упаковке, но и для производителей/импортеров упаковочных материалов. Такое двойное налогообложение, соответственно, поднимет цены на продукцию в упаковке, поэтому потребителям снова будет предложено затянуть ремни. Не говоря уже о самих производителях и импортерах, которые к обещанному контролю относительно честного использования уплаченных ими налогов относятся с большим недоверием.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42