Статьи

Качественные дороги — путь к процветанию

Дороги как были, так и остаются в основном в плохом состоянии. Главными причинами ситуации эксперты называют недостаток денежных средств и неумение строить качественные дороги из-за устаревших технологий. Чтобы побороть существующую инертность в этом вопросе, Кабинет Министров Украины утвердил общую концепцию реформирования дорожного хозяйства на 2015 — 2017 гг. 


Концепцию планируется реализовать в два этапа. Первый рассчитан на 2015 — 2016 гг. и предусматривает оптимизацию структуры дорожного хозяйства, передачу части имущества, прав и обязанностей в сферу управления областных администраций.

Кроме того, на первом этапе реформы запланирована передача автомобильных дорог местного значения в сферу управления местных органов исполнительной власти, а также создание конкурентной среды в отрасли для реализации проектов государственно-частного партнерства путем подготовки концессионных и других проектов с участием частного инвестора.

Второй этап предусматривает создание дорожного госфонда, информационно-аналитической системы управления дорожным хозяйством, а также заключение долгосрочных контрактов на эксплуатационное содержание автодорог сроком на 5 — 7 лет и внедрение новой системы количественных показателей для оценки результатов работы подрядчика.

Деньги счет любят

В настоящее время дорожная отрасль в Украине финансируется из общего фонда госбюджета, то есть выделение денежных средств на дороги происходит по остаточному принципу после того, как будут удовлетворены потребности других сфер экономики, имеющих защищенные статьи или целевые источники финансирования в специальном фонде госбюджета.

Эксперты отмечают, что уровень финансирования дорожных работ в Украине за последние 10 лет составил всего 14 — 34% денежных средств, необходимых на ремонт и содержание сети автомобильных дорог. Вместе с тем подсчитано, что ежегодно государство теряет около 30 млрд. грн. ВВП из-за неудовлетворительного состояния автодорог, сеть которых насчитывает около 170 тыс. км.

Государственное агентство автомобильных дорог Украины (Укравтодор) в 2015 г. большую часть своего бюджета (19 млрд. грн.), составляющего примерно 24 млрд. грн., потратит на погашение взятых в прошлом кредитов и процентов по ним. Вместе с тем денег на дорожное строительство практически нет.

Чтобы отремонтировать дороги, Украине необходимы колоссальные денежные  средства — более 100 млрд. дол. По мнению экспертов, это  абсолютно неподъемная сумма ни для бюджета, ни для привлечения на внешних рынках.

Как выход из создавшейся ситуации правительство планирует диверсифицировать источники дорожных инвестиций. В частности, Кабинет Министров Украины в рамках реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования до 2017 г. создаст в структуре госбюджета фонд для финансирования ремонта и строительства автодорог страны. Как ожидается, фонд будет способствовать эффективному механизму долгосрочного бюджетного планирования финансирования дорожной отрасли.

При этом местные власти смогут направлять на содержание дорог сборы от акциза на топливо с АЗС в размере 5 — 10%, а также создавать территориальные дорожные фонды.

О качестве замолвите слово

Чиновники обещают украинцам открыть информацию о ремонте дорог. Это предусматривает подписанный Украиной трехсторонний меморандум о реализации международной инициативы по обеспечению прозрачности в строительной отрасли CoST (Construction Sector Transparency Initiative). Сейчас подобные системы действуют во многих странах мира.

Пилотными проектами для тестирования стандартов CoST избрали четыре направления в дорожном секторе: работы на автомобильной дороге Н-01 Киев — Знаменка, проект реконструкции автодороги М-03 Киев — Харьков — Должанский на отрезке Лубны — Полтава, проект «Дороги карпатского края», а также ремонтные работы на автодорогах общего пользования в 2015 г.

Первые результаты работы общественность оценит в феврале следующего года. Прежде всего обнародованию подлежат стоимость подписанных контрактов, участники и победители тендеров, индикаторы изменений к контрактам подряда. Также будет предоставлена информация, которая поступает от Укравтодора и Службы автомобильных дорог в областях и относится к разряду публичной.

Часть проектов, попадающих в систему CoST, уже сегодня финансируется ЕБРР и Всемирным банком, и к качеству выполненных ими работ замечаний у граждан нет. Как правило, именно на этих дорогах работают иностранные подрядчики, которые гарантируют качество таких работ.

Контролировать качество выполняемых работ на дорогах Украины правительство попросило ведущих специалистов из США, Израиля и Германии. Как ожидается, их помощь будет не только консультационная, но и материальная и технологическая.

В настоящее время идут переговоры с иностранными мобильными оценщиками, которые будут следить за качеством работ. Если будут выявлены факты некачественного выполнения работ, чиновники обещают моментальные кадровые решения в местных автодорах.

По мнению экспертов, общественность будет видеть, какие материалы использовались и сколько потрачено на ремонт дорог, но не стоит обольщаться — нововведение напрямую на качество ремонта не повлияет. Мол, в итоге люди получат просто большой объем цифр, который не всегда смогут проанализировать.

Эксперты считают, что Укравтодор должен лишиться функций исполнителя и контролера и выступать только заказчиком строительства дороги.

В правительстве также планируют сделать некоторые участки дорог платными и изменить технологии строительства, используя в качестве дорожного покрытия бетон вместо асфальта.

А тем временем...

...в Польше начали строить резиновые дороги. Такое дорожное покрытие — более тихое и прочное, отмечают специалисты. По их словам, такого эффекта удалось достичь благодаря разработке новой технологии — производства битума с добавлением резины, материалом для которой служат измельченные автомобильные шины.

Преимуществом нового асфальтового покрытия является повышенная устойчивость к растрескиванию, старению и низким температурам. Это уменьшает расходы на ремонт и содержание дорог, обеспечивая более длительный срок службы дорожной поверхности. Кроме того, такие дороги уменьшают шум от автомобилей на 3 — 6 дБ.

Специалисты подсчитали, что на покрытие 1 км «тихой» дороги необходимо от 400 до 1200 использованных автомобильных шин. Известно также, что уже более 100 км дорог в Польше покрыто резиной.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42