Другие налоги

Преимущества для добросовестных налогоплательщиков

Государство для финансирования расходов использует источники бюджетных поступлений, объемы которых в общем объеме, к сожалению, незначительны относительно главного источника мобилизации денежных средств и формирования финансовых ресурсов государства — поступлений за счет налогов, удельный вес которых колеблется от 70 до 90% всех доходов бюджета.


Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета, невыполнение которой наносит значительный ущерб интересам государства, тормозит процесс его макрофинансовой стабилизации и экономического роста.

Формирование законодательных принципов налоговых систем большинства передовых стран мира и практические аспекты налогообложения прежде всего основываются на добровольности выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов в бюджет, который в развитых странах обычно составляет 98% общей суммы надлежащих к уплате налогов, что является показателем высокой налоговой культуры общества.

Государственное регулирование налогообложения в Украине как правовом государстве в целях поощрения добросовестных налогоплательщиков к добровольному выполнению конституционного долга по уплате налогов и стимулированию своевременной и в полном объеме уплаты налогов в бюджеты всех уровней предусматривает для добропорядочных плательщиков определенные преимущества, заложенные в положениях Налогового кодекса.

Правовые предпосылки возникновения налогового долга

Налоговый долг может возникнуть по разным причинам (из-за невыполнения контрагентами договорных обязательств, других финансовых трудностей, умышленного уклонения и т. п.), но независимо от причин его появления отрицательно влияет на стабильность налоговой системы и требует своевременного урегулирования.

Статьей 6 Налогового кодекса предусмотрено, что налогом является обязательный безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога в соответствии с этим Кодексом.

Согласно определению, приведенному в п. 15.1 ст. 15 Налогового кодекса, налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения в соответствии с указанным Кодексом или налоговыми законами, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу.

Налоговой обязанностью признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные Налоговым кодексом, законами по вопросам таможенного дела (п. 36.1 ст. 36 Кодекса).

Налоговая обязанность возникает у плательщика налога с момента наступления обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс и законы по вопросам таможенного дела связывают уплату им налога (п. 37.2 ст. 37 Кодекса).

Выполнением налоговой обязанности  признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок (п. 38.1 ст. 38 Налогового кодекса).

Сроком уплаты налога и сбора признается период, который начинается с момента возникновения налоговой обязанности плательщика налога по уплате конкретного вида налога и завершается последним днем срока, в течение которого такой налог или сбор должен быть уплачен в порядке, определенном налоговым законодательством. Налог или сбор, не уплаченный в определенный срок, считается не уплаченным своевременно (п. 31.1 ст. 31 этого Кодекса).

Согласно части пятой ст. 45 Бюджетного кодекса налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы госбюджета признаются зачисленными в госбюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.

Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение налоговой обязанности несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных Налоговым кодексом или законами по вопросам таможенного дела (п. 36.5 ст. 36 Кодекса).

Согласно определениям понятий, приведенных в п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, налоговым долгом считаются сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Денежным обязательством налогоплательщика считаются сумма денежных  средств, которую плательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемую с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Налоговое обязательство определяется как сумма денежных средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма денежных средств, определенная плательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок) (пп. 14.1.156 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Следовательно, в результате неуплаты налогов в бюджет возникает налоговый долг, который не только делает невозможным получение отдельных налоговых преимуществ, но и приводит к применению со стороны государства мер взыскания такого долга.

К системе мер государственного принуждения относятся юридические санкции и меры по пресечению противоправных действий субъектов.

Общие процедуры погашения налогового долга налогоплательщиков регламентируются статьями 59, 60 и главой 9 Налогового кодекса и другими положениями этого Кодекса, которые опосредованно применяются при взыскании (например, статьями 126 и 129, предусматривающими начисление отдельных финансовых санкций).

Поэтому урегулирование проблемы существования налоговых долгов, предупреждение их появления в дальнейшем и поиск путей погашения таких долгов является актуальной и первоочередной задачей сообщества и государства.

При отсутствии у налогоплательщика налогового долга таким плательщикам действующим налоговым законодательством предоставляется возможность использовать определенные преимущества, предусмотренные отдельными положениями Налогового кодекса, приведенными ниже по тексту.

Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств

Понятие ошибочно уплаченных денежных обязательств определено пп. 14.1.182 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса. Это суммы денежных средств, поступивших на определенную дату в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (имеющих статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющих такого статуса), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств.

Под излишне уплаченными денежными обязательствами, предусмотренными пп. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, следует понимать суммы денежных  средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату.

При этом согласно п. 87.1 ст. 87 указанного Кодекса погашение налогового долга налогоплательщика по соответствующему платежу могут осуществить за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне уплаченных сумм по другим платежам в соответствующие бюджеты (на основании соответствующего заявления плательщика).

Условия и порядок возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств установлены п. 43.1 ст. 43 Налогового кодекса, согласно которому ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику в соответствии с этой статьей и ст. 301 Таможенного кодекса, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

Согласно п. 43.2 ст. 43 Налогового кодекса при наличии у налогоплательщика налогового долга возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет такого плательщика в учреждении банка или путем возврата денежной наличности по чеку в случае отсутствия у плательщика счета в банке проводится им только после полного погашения такого налогового долга.

Законом № 1166 ст. 43 Налогового кодекса дополнена п. 43.6, которым предусмотрено, что возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам осуществляется только из бюджета, в который такие средства были зачислены.

В соответствии с п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления денежных средств, в частности на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета.

Порядок возврата денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержден приказом № 787.

Форма заключения о возврате, которая готовится контролирующим органом, на основании заявления налогоплательщика учитывает подтверждение отсутствия у такого плательщика налогового долга или его направление в бюджет.

Следовательно, при наличии у налогоплательщика налогового долга возврат средств из бюджета возможен только после зачисления излишне и/или ошибочно уплаченных денежных средств в счет погашения налогового долга.

Получение автоматического возмещения НДС

В соответствии с пп. 14.1.18 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса бюджетное возмещение — это возмещение отрицательного значения НДС на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V этого Кодекса.

Пунктом 200.18 ст. 200 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщики налога, которые имеют право на бюджетное возмещение согласно этой статье, подали соответствующее заявление и соответствуют критериям, определенным п. 200.19 этой статьи, имеют право на автоматическое бюджетное возмещение налога.

Согласно пп. 200.19.4 п. 200.19 ст. 200 Налогового кодекса право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС имеют плательщики налога, одновременно соответствующие определенным критериям, одним из которых является отсутствие у такого плательщика налогового долга.

Подпунктом 4 п. 4 Порядка № 1128 определены данные, на основании которых формируются критерии и порядок их исчисления (до 1 января 2015 г. действовал Порядок № 781).

Для формирования критерия относительно отсутствия у налогоплательщика налогового долга используются сводные показатели общей суммы налогового долга налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (с учетом суммы налогового долга по всем видам налогов по основному платежу, пени и штрафных (финансовых) санкций) на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 5 Порядка № 1128 предусмотрено, что определение соответствия плательщика НДС указанным критериям проводится в автоматическом режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока представления отчетности.

Согласно п. 6 этого Порядка по результатам проведения автоматизированной сверки соответствия данных плательщика НДС критериям на автоматическое возмещение ГФС Украины не позднее 15 календарного дня после предельного срока представления отчетности формирует два перечня плательщиков НДС:

  • перечень плательщиков НДС, соответствующих критериям, определенным в Налоговом кодексе, и имеющих право на автоматическое бюджетное возмещение НДС;
  • перечень плательщиков НДС, не соответствующих критериям, определенным в Налоговом кодексе, и не имеющих права на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

В соответствии с приложением, утвержденным постановлением № 73, плательщик НДС считается имеющим положительную налоговую историю в случае:

  • отсутствия решения органа ГФС об аннулировании регистрации плательщика НДС;
  • своевременного представления плательщиком НДС отчетности по этому налогу;
  • соответствия такого плательщика критериям, установленным п. 200.19 ст. 200 Налогового кодекса (если представлены налоговая декларация и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, отраженной в такой декларации).

Также примечанием к постановлению № 73 определено, что плательщики НДС считаются имеющими положительную налоговую историю при условии, если в течение предыдущих 36 последовательных месяцев такие плательщики соответствуют всем указанным критериям.

В соответствии с п. 8 Порядка № 1128 территориальный орган ГФС в течение 17 календарных дней после предельного срока представления отчетности уведомляет плательщика НДС путем направления/вручения письменного уведомления о несоответствии критериям, определенным в Налоговом кодексе, которые дают право на автоматическое бюджетное возмещение, с предоставлением подробного объяснения и расчетов по критериям, значения которых не соблюдены.

Форма такого уведомления утверждена приложением к Порядку № 1128, который формируется на основании данных перечня плательщиков НДС, не соответствующих критериям, определенным в Налоговом кодексе, и не имеющим права на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

Следовательно, налогоплательщики, имеющие отрицательную налоговую историю, в частности по критерию наличия у таких плательщиков налогового долга, не имеют права на получение автоматического бюджетного возмещения НДС в соответствии со ст. 200 Налогового кодекса, что подтверждается заключением контролирующего органа.


ДЛЯ СПРАВКИ

Форма заявления о возврате суммы бюджетного возмещения и/или суммы денежных средств на счете в системе электронного администрирования НДС плательщика налога,
которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет, установлена приложением 4 (Д4) к Налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина Украины от 23.09.2014  г. № 966.


Получение статуса плательщика единого налога: возможно ли при наличии долга?

Главой 1 раздела XIV Налогового кодекса установлены правовые принципы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также взимания единого налога — особого механизма взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных п. 297.1 ст. 297 Кодекса, на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных этой главой, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Согласно ст. 291 этого Кодекса не могут быть плательщиками единого налога:

  • первой — третьей групп — субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.5.8 п. 291.5);
  • четвертой группы — субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.51.3 п. 291.51).

Абзацем восьмым пп. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщики единого налога обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных этим Кодексом, при наличии налогового долга по состоянию на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов, а сроком осуществления такого перехода должен быть последний день второго из двух последовательных кварталов.

Кроме того, пп. 2 п. 299.6 ст. 299 этого Кодекса среди оснований для принятия контролирующим органом решения об отказе в регистрации субъекта хозяйствования в качестве плательщика единого налога определено наличие у субъекта хозяйствования, создаваемого в результате реорганизации (кроме преобразования) какого-либо плательщика налога, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации.

В соответствии с п. 11 Порядком подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденным приказом № 1675, плательщики единого налога могут самостоятельно отказаться от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом (при условии отсутствия непогашенных налоговых обязательств или налогового долга по единому налогу и/или других налогов и сборов, которые плательщики единого налога уплачивают в соответствии с главой 1 раздела XIV Налогового кодекса), с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов. Для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года) подает в орган ГФС заявление.

В соответствии с п. 4 Порядка выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденного приказом № 1675, основаниями для принятия органом ГФС решения об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства являются:

  • несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям ст. 291 главы 1 раздела XIV Налогового кодекса;
  • наличие у субъекта хозяйствования, создаваемого в результате реорганизации (кроме преобразования) любого плательщика налога, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации;
  • подача в течение календарного года больше одного раза заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Следовательно, при наличии налогового долга налогоплательщик не может получить статус плательщика единого налога, а уже зарегистрированные плательщики единого налога обязаны перейти на общую систему налогообложения.

 

Является ли наличие налогового долга препятствием для участия в тендерах?

Государственное регулирование бюджетных отношений, в частности в сфере государственных закупок, финансирования за счет бюджетных средств, при предоставлении государственной поддержки требует подтверждения добропорядочности в выполнении субъектами таких отношений своих обязательств, по крайней мере по уплате налогов в бюджет.

Положения, которыми предусмотрено предоставление участнику тендера отказа в процедуре закупки в случае если он имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), отражены в Законе № 1197.

Также правительством Украины в целях реализации соответствующих требований Бюджетного кодекса, законов Украины о госбюджете на соответствующие годы в части расходов бюджетных средств на поддержку (компенсации, дотации), закупки, финансирование и т. п. ежегодно принимаются нормативно-правовые акты, согласно которым одним из критериев отбора участников конкурса, содержащихся в перечне конкурсной документации, которая представляется в соответствующий государственный орган для участия в таком конкурсе, является отсутствие задолженности по налогам перед бюджетом, что подтверждается справкой.


ДЛЯ СПРАВКИ

Наличие у налогоплательщика налогового долга является препятствием для предоставления ему справки об отсутствии задолженности по платежам перед бюджетом,
и такой субъект не будет иметь возможности получить бюджетные средства на поддержку (компенсации, дотации), закупки, финансирование и т. п.


В связи с необходимостью согласования таких положений с налоговым законодательством приказом № 567 утвержден Порядок выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, которые контролируются органами доходов и сборов.

Указанным приказом регламентирована процедура подтверждения отсутствия у налогоплательщика налоговой задолженности перед бюджетом, осуществляемая путем предоставления налогоплательщику органом ГФС соответствующей справки, предоставляемой в адрес субъекта властных полномочий (преимущественно в лице любого из органов государственной исполнительной власти), который от имени государства и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, распоряжается бюджетными средствами, выполняет обязанность по организации процедуры закупки (предоставления услуг, выполнения работ или приобретения права собственности на товары за государственные средства) или выполнения бюджетных программ, отвечает за создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, обеспечивает предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, защищает развитие добросовестной конкуренции и контролирует рациональное и эффективное использование государственных средств.

В настоящее время справкой об отсутствии задолженности по налогам, сборам, которые контролируются органами ГФС, подтверждается отсутствие налогового долга по налоговым и таможенным платежам.

Справка, подтверждающая полноту уплаты налогов в бюджет, позволяет подтвердить репутацию добропорядочного субъекта хозяйствования и возможность осуществления им его уставной деятельности с привлечением бюджетных средств.

Следовательно, наличие у налогоплательщика налогового долга является препятствием для предоставления ему справки об отсутствии задолженности по платежам перед бюджетом, и такой субъект не будет иметь возможности получить бюджетные средства на поддержку (компенсации, дотации), закупки, финансирование и т. п.

Прекращение юридического лица по упрощенной процедуре

В соответствии со статьями 36, 37, 381 Закона № 755 определен порядок проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате: ликвидации; слияния, присоединения, деления или преобразования; упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации, которые предусматривают отправку (почтовым отправлением или в электронном виде в порядке взаимообмена) государственному регистратору заявителями справок соответствующего органа ГФС об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), необходимых для проведения государственной регистрации прекращения таких юридических лиц.

Следовательно, при наличии налогового долга при проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате:

  • его ликвидации органами ГФС присылаются государственному регистратору уведомления о наличии возражений относительно прекращения в связи с наличием задолженности по уплате налогов, сборов;
  • его слияния, присоединения, деления или преобразования — документ о согласовании плана реорганизации с органом ГФС (при наличии налогового долга);
  • по упрощенной процедуре — уведомления о наличии налогового долга, который делает невозможным проведение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица.

Порядок снятия с учета налогоплательщиков в органах ГФС определен разделом ХІ Порядка № 1588.

Согласно п. 11.5 этого Порядка в случае если налогоплательщик подавал заявление по форме № 8-ОПП (приложение 15 к Порядку № 1588) о прекращении налогоплательщика, то после проведенной документальной внеплановой проверки налогоплательщика и его обособленных подразделений и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого плательщика и его обособленных подразделений, в случае отсутствия возражений органа, который обеспечивает администрирование соответствующих платежей, относительно осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика, определенных пп. 11.9.1 п. 11.9 раздела ХІ этого Порядка, и установления факта отсутствия задолженности плательщика и его обособленных подразделений перед бюджетом относительно уплаты платежей, контроль за взиманием которых осуществляют органы ГФС, такой орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП, утвержденной приложением 20 к Порядку № 1588.

По обращению комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), ликвидатора, налогоплательщика (физического лица), другого лица, которое по данным Единого государственного реестра (согласно решению о прекращении) назначено ответственным за проведение процедур прекращения налогоплательщика, справка по форме № 22-ОПП может быть выдана такому лицу непосредственно в органе ГФС, но не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем регистрации справки в таком органе. По истечении трехдневного срока такая справка отправляется по почте ответственному лицу налогоплательщика.

Если прекращается налогоплательщик, который состоит на учете в органе ГФС по основному месту учета и одновременно в других органах ГФС по неосновному месту учета, или состоят на учете его обособленные подразделения, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП выдается такому плательщику органом ГФС по основному месту учета только после получения от всех других указанных органов заключений об отсутствии задолженности по уплате платежей.

Следовательно, при наличии налогового долга налогоплательщик — юридическое лицо не может быть снят с учета в органах ГФС, в том числе по упрощенной процедуре.

Как видим, наличие в действующем налоговом законодательстве определенных преимуществ является стимулом для проведения своевременных и в полном объеме расчетов с бюджетом по налогам, поскольку такие положения могут применяться налогоплательщиками только при отсутствии у них налогового долга.

Поэтому при возникновении непредусмотренных финансовых обстоятельств не следует игнорировать факт выполнения налоговой обязанности, а пытаться принимать меры для урегулирования налогового долга на законных основаниях (например, путем использования механизма переноса срока уплаты платежей).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42