Юридическая практика

Определение обязательств по грузовым таможенным декларациям

Рассматривая дела об отмене налоговых уведомлений-решений о доначислении налогоплательщикам налоговых обязательств по таможенным платежам, суды, как правило, используют правовую позицию Верховного Суда Украины, изложенную им в Обобщении судебной практики еще в 2010 г.

Правовая позиция заключается в том, что в случае если таможня, принимая грузовые таможенные декларации и пропуская товар на таможенную территорию Украины, согласилась со сведениями о коде товарной номенклатуры, указанном импортером, то в дальнейшем она не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений о начислении налоговых обязательств в связи с ошибочным определением кода товарной номенклатуры.

Указанная позиция Верховного Суда Украины обоснована нормами:

  • п. 10.3 ст. 10 Закона об НДС (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которому налогоплательщики, импортирующие товары на таможенную территорию Украины, отвечают только за соблюдение правил предоставления информации для расчета базы налогообложения таможенному органу, который, в свою очередь, п. 10.1 этой статьи определен ответственным за начисление налога;
  • пп. 4.2.1 п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которому в случае если сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного налогового обязательства.

В дальнейшем Верховный Суд Украины уточнил указанную правовую позицию с учетом норм Таможенного кодекса № 92.

В частности, в постановлении № 21-181а12 Верховный Суд Украины отмечает, что анализ статей 69 и 313 Таможенного кодекса № 92 свидетельствует о возможности таможенного контроля после завершения таможенного оформления при условии обоснованного подозрения, что при пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины было допущено нарушение законодательства Украины.

Если соответствующие обстоятельства по делу не установлены и таможенный орган, принимающий грузовую таможенную декларацию, отнес товар к определенному коду товарной номенклатуры и пропустил товар на таможенную территорию Украины (после уплаты импортером предусмотренных законом налогов и сборов), то в дальнейшем он не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений о доначислении налоговых обязательств в связи с выявлением ошибки по классификации товара.

Вместе с тем в постановлении № 21-223а11 об обжаловании налоговых уведомлений-решений таможни, принятых в связи с выявлением факта неправильного определения при таможенном оформлении товаров их таможенной стоимости, Верховный Суд Украины сделал следующие выводы.

Установленное пп. 4.2.1 п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181 правило освобождения налогоплательщика от ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления суммы налогового обязательства, если она рассчитана контролирующим органом, не применяется для определения обязательных платежей при пропуске товаров через таможенную границу Украины, поскольку в подавляющем большинстве случаев таможенную стоимость товаров определяет декларант.

Таким образом, таможня не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений, если, принимая грузовую таможенную декларацию, самостоятельно определяет таможенную стоимость товара и пропускает товар на таможенную территорию Украины, за исключением случая, когда установлен сговор между декларантом и таможенным органом, направленный на занижение обязательных платежей.

В других случаях, то есть когда при таможенном оформлении решение об определении таможенной стоимости товара таможней не принималось, при условии обоснованного подозрения, что при пропуске товара через таможенную границу Украины было допущено нарушение законодательства, таможня имеет право продлить осуществление таможенного контроля и по его результатам доначислить обязательные платежи, если противоправные действия декларанта привели к их недобору.

Учитывая изложенную правовую позицию Верховного Суда Украины, следует отметить, что в соответствии со статьями 81 и 88 Таможенного кодекса № 92 осуществление декларирования товаров, то есть заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, цели их перемещения через таможенную границу Украины, а также сведений, необходимых для осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления, является обязанностью декларанта.

В соответствии с п. 5.3 раздела І и пп. 2 п. 2 раздела ІІ Инструкции № 307 (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), графа 33 «Код товару» грузовой таможенной декларации заполняется декларантом. Таможенный орган согласно разделу 3 Порядка № 314 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), осуществляет только проверку правильности классификации и кодирования товаров.

Таким образом, как и в примере с таможенной стоимостью товаров, в подавляющем большинстве случаев код товара согласно УКТ ВЭД определяет декларант.

Указанное свидетельствует о наличии оснований для применения выраженной Верховным Судом Украины в постановлении № 21-223а11 правовой позиции при решении дел об обжаловании налоговых уведомлений-решений, принятых в связи с выявлением факта ошибочной классификации товаров.

Отдельно следует обратить внимание, что в настоящее время указанные правовые позиции могут быть применены только к правоотношениям, возникшим в связи с осуществлением таможенного оформления товаров, до утраты силы нормами законодательства, которыми такие позиции обоснованы.

Правоотношения, возникшие в связи с обжалованием налоговых уведомлений-решений об определении обязательств по уплате таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям, оформленным с момента вступления в силу Налогового кодекса, регулируются, в частности, следующими нормами.

Согласно ст. 36 Налогового кодекса обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела, признается налоговой обязанностью.

В соответствии с п. 54.1. ст. 54 указанного Кодекса налогоплательщик кроме случаев, преду-смотренных налоговым законодательством, самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации.

Статьей 37 этого Кодекса определен исключительный перечень оснований для прекращения налоговой обязанности, которая не содержит такого основания, как ошибка налогоплательщика или контролирующего органа.

Указанные нормы согласовываются с нормами Таможенного кодекса.

По общему правилу ст. 295 указанного Кодекса таможенные платежи начисляются декларантом самостоятельно.

Статьями 257 и 266 этого Кодекса закреплена обязанность декларанта внести в таможенную декларацию, в частности, сведения о коде товара, начислении таможенных платежей, их ставках и суммах и т. п.

Частью четвертой ст. 69 Таможенного кодекса закреплено право контролирующего органа самостоятельно классифицировать товары в случае выявления при таможенном оформлении товаров или после него нарушения правил классификации товаров.

При этом в соответствии с частью 14 ст. 354 указанного Кодекса решения о правильности определения заявленных в таможенных декларациях кодов товаров согласно УКТ ВЭД отдельными документами не оформляются, а указываются в акте о результатах проверки.

Однако формирование практики применения указанных норм законодательства Высшим административным судом Украины и Верховным Судом Украины еще впереди.


ДЛЯ СПРАВКИ

Если при таможенном оформлении решение об определении таможенной стоимости товара таможней не принималось, при условии обоснованного подозрения, что при пропуске товара через таможенную границу Украины было допущено нарушение законодательства, таможня имеет право продлить осуществление таможенного контроля и по его результатам доначислить обязательные платежи, если противоправные действия декларанта привели к их недобору.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42