НДС

Учет договоров о совместной деятельности и управления имуществом

Законом № 71 изложен в новой редакции раздел III Налогового кодекса и исключены положения об особенностях налогообложения совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица и деятельности, осуществляемой по договорам управления имуществом. Рассмотрим особенности учета в контролирующих органах договоров о совместной деятельности и договоров управления имуществом в свете последних изменений.


Постановка на учет

В настоящее время в соответствии с положениями Налогового кодекса на учете в контролирующих органах должны находиться договоры управления имуществом и договоры о совместной деятельности без создания юридических лиц, по которым осуществляются операции по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС согласно разделу V Налогового кодекса (кроме договоров управления имуществом, по которым осуществляется управление активами институтов общего инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом (абзац второй пп. 5 п. 180.1 ст. 180 раздела V Налогового кодекса)).

Для обеспечения указанных положений приказом № 747 внесены изменения в Порядок № 1588 и Положение № 1130, которыми установлено, что для регистрации договора о совместной деятельности или договора управления имуществом в качестве плательщика НДС уполномоченное лицо или управляющий имущества представляет одновременно с регистрационным заявлением плательщика НДС документы для постановки на учет договора о совместной деятельности или договора управления имуществом. Перечень таких документов определен пунктом 4.6 или 4.7 раздела IV Порядка № 1588.

То есть уполномоченное лицо по договору о совместной деятельности представляет в контролирующий орган по своему основному месту учета следующие документы:

  • регистрационное заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ;
  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • копию договора (контракта) о совместной деятельности.

К этим документам прилагаются:

  • информационная карточка договора с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию договора, если в состав участников договора о совместной деятельности входит иностранный инвестор;
  • копии документов, подтверждающие согласование договора уполномоченным органом управления в соответствии с законодательством, удостоверенные в установленном законодательством порядке, если договором предусмотрено использование недвижимого имущества государственной собственности, находящейся в хозяйственном ведении или оперативном управлении участника договора о совместной деятельности;
  • копии специальных разрешений на пользование недрами, если договором предусмотрено использование недр.

Постановка на учет договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора осуществляются после государственной регистрации договора (контракта) согласно Положению № 112.

Управляющий имущества по договору управления имуществом представляет в контролирующий орган по своему основному месту учета следующие документы:

  • регистрационное заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ;
  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • копию договора управления имуществом (договор управления недвижимым имуществом должен быть нотариально удостоверенным).

При этом представленные документы возвращаются контролирующим органом уполномоченному лицу или управляющему имущества, если к регистрационному заявлению плательщика НДС по форме № 1-ПДВ не приложены все необходимые документы или по результатам рассмотрения регистрационного заявления плательщика НДС контролирующий орган отказывает в регистрации лица в качестве плательщика НДС.

Снятие с учета

Договоры о совместной деятельности и договоры управления имуществом снимаются с учета в контролирующих органах после их прекращения, расторжения, истечения срока действия или после достижения цели, для которой они были заключены, признания их недействительными в судебном порядке.

Приказом № 747 указанный перечень оснований для снятия с учета договоров о совместной деятельности и договоров управления имуществом дополнен новым основанием — аннулирование регистрации в качестве плательщика НДС при условии отсутствия денежных обязательств и налогового долга или после их погашения.

Для снятия с учета договора о совместной деятельности или договора управления имуществом и получения справки о снятии с учета налогоплательщика по форме № 12-ОПП (далее — справка по форме № 12-ОПП) уполномоченное лицо и управляющий имуществом по договору должны подать в контролирующий орган заявление по форме № 8-ОПП.

По результатам проведения мероприятий по установлению факта отсутствия задолженности по договору о совместной деятельности или по договору управления имуществом контролирующий орган снимает с учета договор и формирует справку по форме № 12-ОПП о снятии с учета соответствующего договора. Указанная справка выдается (отправляется) уполномоченному лицу или управляющему имуществом в течение пяти рабочих дней после снятия договора с учета.

Для обеспечения снятия с учета договоров о совместной деятельности и договоров управления имуществом, не зарегистрированных плательщиками НДС или регистрация плательщиками НДС которых была аннулирована, п. 3 приказа № 747 установлено, что уполномоченные лица по договорам о совместной деятельности и управляющие имущества по договорам управления имуществом  (в понимании абзацев третьего и четвертого п. 1.7 раздела I Порядка № 1588), которые на дату вступления в силу приказа № 747 (16.10.2015 г.) не зарегистрированы плательщиками НДС (в понимании подпунктов 4, 5 п. 180.1 ст. 180 раздела V Налогового кодекса), утратили признаки налогоплательщиков по следующим договорам:

  • с 01.01.2015 г., если они не были зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по таким договорам или аннулирование их регистрации в качестве плательщиков НДС по таким договорам осуществлено раньше 01.01.2015 г.;
  • с даты аннулирования их регистрации в качестве плательщиков НДС по таким договорам, если такое аннулирование осуществлено после 01.01.2015 г.

Снятие указанных договоров с учета в контролирующих органах осуществляется по самостоятельным решениям таких органов (без подачи заявления по форме № 8-ОПП).

О снятии с учета таких договоров уполномоченные лица или управляющие имуществом будут уведомлены контролирующими органами путем выдачи (направления) им справок по форме № 12-ОПП о снятии с учета договоров.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42