Другие налоги

Международные налоговые соглашения: обмен информацией

Создание центральных реестров бенефициаров для обмена информацией

Увеличение прозрачности при осуществлении обмена налоговой информацией является  в настоящее время основной тенденцией в сфере международного сотрудничества по вопросам налогообложения. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) придерживается амбициозного плана — обеспечить автоматический обмен налоговой информацией до 2017 г. На такой же срок рассчитаны планы Европейского Союза (ЕС) по созданию центральных реестров бенефициаров организаций и трастов, безусловный доступ к которым получат налоговые органы стран мира. Национальное законодательство многих стран изменяется с целью не дать транснациональным корпорациям возможности переводить их прибыль в юрисдикции с более низким уровнем налогообложения.
Эти существенные факторы усилили решительность правительств многих стран мира осуществлять эффективный обмен налоговой информацией с другими юрисдикциями. Укрепление такого вида международного сотрудничества позволит не только повысить эффективность борьбы с уклонением от уплаты налогов или применением другими странами агрессивных налоговых схем, но и оптимизировать налогообложение, что должно, в свою очередь, уменьшить дефицит бюджетов за счет увеличения налоговых поступлений. В этом контексте актуальной научно-практической задачей является выявление основных тенденций в сфере международного налогового сотрудничества и обобщение опыта, наработанного другими странами в сфере обмена налоговой информацией. 
Юрисдикции чаще всего осуществляют обмен информацией со своими основными торговыми партнерами, соседними странами и странами — членами одних и тех же международных организаций или группировок стран, разных по направлениям деятельности и объединенных с целью достижения определенных целей, таких как ЕС, Объединенный международный центр информации о налоговых гаванях (Joint International Tax Shelter Information Centre, JITSIC), Форум по налоговому администрированию (The Forum on Tax Administration, FTA), Внутриевропейская организация налоговых администраций (The Intra-European Organisation of Tax Administrations, IOTA) и т. п. Другими основными причинами для систематического обмена налоговой информацией являются участие в политических объединениях (как отмечается Новой Зеландией), значительная миграция граждан (согласно данным Сербии), крупные инвестиции (в случае Южной Кореи), активная пограничная деятельность (по информации Дании) и значительное количество граждан, проживающих в определенном конкретном регионе (данные Польши и Великобритании).

Способы обмена информацией

На практике процесс обмена информацией по налоговым вопросам, как правило, осуществляется тремя основными способами. Прежде всего следует выделить обмен информацией, осуществляемый на основании запросов от компетентных органов договорной стороны (по запросу). Вторым способом, преимущественно согласованным по форме и содержанию, является периодический обмен информацией между налоговыми властными структурами — так называемый обмен в автоматическом режиме. Третий способ предусматривает спонтанный обмен, прецедентом для которого может быть результат налоговой проверки.

Для юрисдикций, осуществляющих спонтанный и автоматический обмен информацией, большая часть общего объема обмена данными по вопросам налогообложения приходится на эти два способа обмена информацией. Следует отметить, что в настоящее время в Украине не осуществляется обмен информацией в автоматическом режиме, поскольку другие юрисдикции готовы предоставлять Украине такую информацию на паритетной основе, а Украина до сих пор не готова собирать и передавать подобные массивы данных. Что касается спонтанного обмена налоговой информацией, то имеют место единичные случаи получения Украиной подобной информации от компетентных органов Дании, Чехии, Италии. Украина, в свою очередь, предоставляла налоговую информацию в спонтанном режиме компетентным органам Российской Федерации и Казахстану.


ДЛЯ СПРАВКИ
Международные организации, чаще всего осуществляющие обмен информацией по вопросам налогообложения:
  • Европейский Союз;
  • Объединенный международный центр информации о налоговых гаванях (Joint International Tax Shelter Information Centre, JITSIC); 
  • Форум по налоговому администрированию (The Forum on Tax Administration, FTA); 
  • Внутриевропейская организация налоговых администраций (The Intra-European Organisation of Tax Administrations, IOTA) и т. п. 

Налоговые соглашения как механизм обмена информацией

Обмен информацией может основываться на нескольких разных юридических механизмах. Правовыми основаниями для обмена налоговой информацией являются международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения, соглашения об обмене информацией и Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговых делах (далее — Конвенция). Конвенция от 25.01.88 г. (в редакции Протокола от 27.05.2010 г.) открыта для подписания и ратификации всеми странами (в том числе не входящими в ОЭСР) и призвана стать глобальным механизмом международной правовой помощи в налоговой сфере и прежде всего в части обмена налоговой информацией. Ключевыми документами ЕС, касающимися обмена информацией, являются:
  • Директива Совета ЕС 2011/16/EU от 15.02.2011 г. «Об административном сотрудничестве в сфере налогообложения», которая предусматривает обмен налоговой информацией по запросу между странами — членами ЕС, одновременные налоговые проверки в двух и более странах — членах ЕС, участие в налоговых проверках и вручение документов на территории другой страны — члена ЕС. Более того, с 2015 г. такие страны обязаны ввести в действие законы и административные процедуры, предусматривающие обязательный автоматический (без запроса) обмен информацией о налоговых периодах, которые начинаются 01.01.2014 г.;
  • Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/EC от 26.10.2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денежных средств и финансирования терроризма»;
  • Директива Совета ЕС 2003/48/EC от 03.06.2003 г. «О налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов» (в редакции Директивы Совета ЕС 2014/48/EU от 24.03.2014 г.).
Кроме того, недавно появился еще один документ, регламентирующий осуществление обмена налоговой информацией — в ходе Седьмого пленарного заседания Глобального форума ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей в Берлине представители 51 страны подписали соглашение, предусматривающее ежегодный автоматический обмен данными о финансовых счетах нерезидентов. Это соглашение подписали все страны — члены ЕС. Вместе с тем некоторые страны, формально не присоединившиеся к соглашению, готовы выполнять ее положения. Украина также начала работу по подготовке к подписанию этого соглашения.Национальные законодательства поддерживают осуществление обмена информацией. Несмотря на то что время от времени возникают некоторые препятствия для его эффективного осуществления, правительства довольно быстро вносят необходимые поправки в законодательство для того, чтобы оно соответствовало международным стандартам. Например, Италия и Южная Корея внесли изменения в существующие процедуры с целью ускорения ратификации договоров, Нидерландами были внесены поправки в свои внутренние правила с целью более быстрого реагирования на запросы в рамках обмена информацией, Индией были разработаны и имплементированы новые формы налоговых деклараций.Бесспорно, внутреннее законодательство иногда может помешать соблюдению всех форм международного обмена информацией и предоставлению помощи другим странам в целях налогообложения. Это тот случай, когда такие страны, как Польша и Сербия, заявляющие, что некоторые формы налогового сотрудничества, практикуемые на международном уровне, например, помощь в сборе налогов, сейчас не могут быть введены этими юрисдикциями.

ДЛЯ СПРАВКИ
Ключевыми документами ЕС, касающимися обмена информацией, являются:
  • Директива Совета ЕС 2011/16/EU от 15.02.2011 г.;
  • Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/EC от 26.10.2005 г.;
  • Директива Совета ЕС 2003/48/EC от 03.06.2003 г.

Соответствие юрисдикций международному стандарту 

Глобальный форум по прозрачности и обмену налоговой информацией (далее — Глобальный форум) оценивает соответствие юрисдикций международному стандарту прозрачности и обмена информацией по запросу. Оценивание осуществляется в два этапа: в ходе первого этапа происходит ознакомление с нормативно-правовой базой каждой из юрисдикций; в ходе второго этапа — оценивание применения законодательства на практике. После проведенного оценивания формируются рейтинги, подтверждающие уровень соответствия юрисдикции общим стандартам.По состоянию на январь 2015 г. Глобальный форум завершил первый этап оценивания в 105 странах и присвоил рейтинги в целом 71 стране по завершении второго этапа оценивания. Результаты общего оценивания свидетельствуют, что среди 71 страны 20 юрисдикций имеют рейтинг «соответствуют», 38 юрисдикций «в большей мере соответствуют», 9 юрисдикций «частично соответствуют» и 4 юрисдикции «не соответствуют». Дополнительные просмотры, в ходе которых изучают изменения к законодательству, предложенные юрисдикциям в ходе оценивания, продолжаются в Австрии, Британских Виргинских островах, Кипре и Люксембурге.Среди юрисдикций, которые еще не приняли соответствующих обязательств, также можно назвать Украину, ведь сейчас только началась подготовка к имплементации общего глобального стандарта для автоматического обмена финансовой информацией.Исходя из основных целей обмена налоговой информацией, заключающихся в обеспечении выполнения налоговыми органами функций, предусмотренных национальным законодательством, предметом обмена прежде всего является информация о полученной юридическим (физическим) лицом прибыли (доходе): дивидендах, процентах, роялти, директорских гонорарах, вознаграждении за предоставление независимых услуг; о доходах от сдачи имущества в аренду, комиссионных, а также других подобных выплатах. Кроме информации, связанной с администрированием прямых налогов, участники обмена при определенных обстоятельствах могут вести сотрудничество по вопросам начисленных налоговых обязательств и по НДС. Информационные запросы могут также касаться ценовых аспектов относительно тех или иных соглашений. Необходимое количество времени, чтобы обеспечить предоставление запрашиваемой информации, в основном зависит от наличия этой конкретной информации. Если запрашиваемые данные содержатся в распоряжении компетентного органа, обмен происходит относительно быстро, то есть во временном промежутке от двух до шести месяцев. Если информация находится в распоряжении других учреждений или самого налогоплательщика, в зависимости от сложности запроса необходимое количество времени колеблется от шести до двенадцати месяцев. В отдельных случаях из-за особенности сбора информации время для подготовки ответа на запрос о предоставлении данных может занять больше года. В целом можно сделать вывод, что государства, как правило, придерживаются указанных рекомендаций по срокам обработки запросов, полученных в рамках обмена налоговой информацией.Вопреки тому, что язык переписки при осуществлении налогового информационного сотрудничества не часто упоминается среди важных факторов его успешного осуществления, он все же оказывает значительное влияние на временные границы предоставления информации. На значении языка, на котором осуществляется обмен налоговой информацией, акцентируют внимание только две юрисдикции, а именно Италия и Россия. Согласно докладу, подготовленному в Италии, необходимость осуществления перевода запросов замедляет процедуры обмена информацией. Обмен информацией между Россией и странами бывшего Советского Союза более быстрый благодаря использованию русского языка при оформлении документов, что не требует перевода. На практике большинство стран обмениваются информацией чаще со странами, использующими одинаковый язык. Среди имеющихся примеров можно отметить регулярный обмен информацией между Новой Зеландией и Австралией, Великобританией и США, также между Францией, Бельгией и Люксембургом, активное информационное сотрудничество между Канадой, Великобританией и США.Практическая способность юрисдикции эффективно обмениваться информацией зависит от наличия адекватной институционной базы, то есть совокупности институтов, обеспечивающих надлежащее бесперебойное функционирование определенной системы или механизма на основе легитимно установленных правил, приемов и рычагов влияния, в нашем случае — системы обмена налоговой информацией. В этом контексте для Украины важно исследовать опыт стран-соседей, развитых и активно развивающихся. 

Международный опыт

Венгрия. Страной — соседом Украины с развитой системой обмена информацией  является Венгрия, имеющая значительное количество договоров, предусматривающих обмен информацией по налоговым вопросам. Подписала 68 соглашений об избежании двойного налогообложения, из них 66 — действующие, остальные договоры уже ратифицированы, но еще не вступили в силу. Сеть соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Венгрией, охватывает основных партнеров, включая страны — члены OЭCР и ЕС. Эта страна находится в процессе переговоров о заключении других соглашений об избежании двойного налогообложения и протоколов, каждый из которых будет содержать положения, позволяющие Венгрии обмениваться информацией в соответствии с международными стандартами. Вместе с тем Венгрия еще не подписала ни одного налогового соглашения об обмене именно налоговой информацией. Правительство страны сообщило, что в ближайшее время начнутся переговоры о составлении соглашений об обмене налоговой информацией с восемью офшорными юрисдикциями (Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гернси, Гибралтар, Джерси, остров Мэн и Лихтенштейн). В соответствии со ст. 19(3) Конституции Республики Венгрия парламент имеет право заключать международные договоры, которые исключительно важны для внешних отношений страны. Венгрия принимает участие в автоматическом обмене информацией с членами ЕС (Директива Совета 77/799/EEC от 19.12.77 г. (ст. 3) и Директива Совета 2003/48/ЕC от 03.06.2003 г. о налогообложении доходов от сбережений в форме процентных платежей). В соответствии с Директивой Совета 77/799/ЕEC Венгрия также обменивается информацией со странами — членами ЕС. 
Германия. Для этой страны глобализация мировой экономики является особенно важным фактором, формирующим основу экономического успеха страны. Немецкая экономика в значительной мере ориентирована на экспорт. Это повышает важность международного обмена информацией по налоговым вопросам. Трансграничные бизнес-процессы являются частью деятельности немецких компаний, поэтому информация о них очень нужна этой стране для целей налогообложения.Германия имеет большую сеть соглашений о двойном налогообложении с другими странами. По состоянию на 01.01.2012 г. она подписала более 90 двусторонних договоров в сфере налогообложения доходов и капитала с другими странами. Германия проводит переговоры относительно заключения конвенций об избежании двойного налогообложения, принимая за основу ст. 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР. В заключенных раньше этой страной договорах формулировка относительно обмена информацией часто отличается от ст. 26 Модельной налоговой конвенции. Кроме того, эта страна в настоящее время заключила более 20 договоров исключительно об обмене информацией. Германия имеет двусторонние соглашения о предоставлении помощи в сборе налогов, как предусматривается в ст. 27 Модельной налоговой конвенции, только с несколькими государствами, а именно Австрией, Бельгией, Канадой, Данией, Финляндией, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Швецией и США. Эта страна заключает двусторонние договоры о предоставлении помощи в сборе налогов с другими странами только там, где две правовые системы сопоставимы. Большинство запросов направляются Германией в страны — члены ЕС. Это обусловлено более высоким уровнем интеграции в рамках ЕС. Удельный вес автоматического обмена информацией в этой стране теперь больше, чем обменов по запросам о предоставлении информации. Обмен значительными объемами данных в автоматическом режиме Германия осуществляет преимущественно со странами ЕС. 
Китайская Народная Республика. Среди активно развивающихся стран мира лидирующие позиции в мире сегодня занимает Китайская Народная Республика. В сфере обмена налоговой информацией в последние годы ею был осуществлен прорыв.Китай имеет большую сеть двусторонних соглашений, предусматривающих обмен информацией по налоговым вопросам, а в настоящее время ведет переговоры о составлении новых соглашений, а также перезаключении существующих. Сейчас этой страной заключено 97 соглашений об избежании двойного налогообложения, 2 из которых — специфические соглашения (со Специальным административным районом Гонконг и Специальным административным районом Макао), содержащие требования относительно обмена информацией. Кроме того, Китай заключил соглашения об обмене налоговой информацией с восемью юрисдикциями. Соглашения Китая охватывают ее основных торговых партнеров. Кроме того, эта страна хочет заключить договор об обмене информацией с каждым членом Глобального форума.  Подавляющее большинство договоров Китая соответствует международным стандартам. Однако соглашения об избежании двойного налогообложения Китая с Австрией (1991 г.), Брунеем (2004 г.), Эстонией (1998 г.), Ямайкой (1996 г.), Люксембургом (1994 г.), Малайзией (1985 г.), Тринидадом и Тобаго (2003 г.) не соответствуют международным стандартам из-за ограничения во внутреннем законодательстве указанных стран — партнеров Китая. Эта страна ведет работу по усовершенствованию существующих законодательных механизмов. Так, Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения со Швейцарией был парафирован в марте 2012 г. Предусматривается, что Китай продолжит работу над обновлением соглашений об обмене информацией в соответствии со ст. 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР. Все статьи об обмене информацией в соглашениях Китая содержат положение о конфиденциальности, как и внутреннем законодательстве страны. Эти положения применяются в одинаковой мере для всей информации и документации, содержащейся в запросах, полученных Китаем, а также ответах, полученных от контрагентов. Соглашения этой страны также гарантируют, что договорные стороны не обязаны предоставлять информацию, которая будет раскрывать торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или информацию, которая бы противоречила общественной политике.Материалы, полученные от китайских экспертов в рамках исследования Глобального форума, свидетельствуют, что в большинстве случаев Китай способен реагировать на запросы о предоставлении информации в предусмотренный срок — в течение 90 дней с момента получения запроса. Внутригосударственные процедуры обработки запросов об обмене информацией четко определены и, как правило, эффективны на практике. Однако есть незначительное количество зарегистрированных случаев, где компетентный орган Китая не обеспечил юрисдикцию, которая запрашивала информацию, конечным ответом в течение 90 дней. Кроме осуществления эффективного обмена информацией в ответ на специальные запросы, что соответствует международному стандарту, Китай принимает участие в осуществлении автоматического и спонтанного обмена информацией. Начиная с 2004 г. Китай обменивается информацией на автоматической основе с несколькими ключевыми договорными партнерами. Эта информация охватывает определенные виды платежей, например дивиденды, проценты, роялти, заработную плату и пенсионные выплаты. Также развиты отношения по спонтанному обмену информацией с рядом договорных партнеров.Несколько партнеров Китая по обмену информацией обеспечили положительную обратную связь относительно спонтанного и автоматического ее обмена. Компетентный орган страны сообщает, что некоторые из его специальных запросов об обмене информацией основываются на информации, предоставленной на спонтанной или автоматической основе. 
В настоящее время в мире происходят важные процессы, которые станут основой для перехода на новый уровень налогового сотрудничества между участниками мирового сообщества. Ныне все больше стран мира становятся участниками международных налоговых соглашений, которыми предусматривается обмен информацией о значительно большем круге налогов и со значительно меньшими ограничениями, чем это было по крайней мере пять или десять лет назад. Большое распространение наряду с такой обычной формой обмена информацией, как обмен по запросу, приобретает автоматический и спонтанный обмен информацией. 
Для развивающихся стран важно не оставаться в стороне от процессов международного налогового сотрудничества. При этом необходимо учитывать выгоды от участия в общемировых процессах с потерями в случае неучастия в них. Также целесообразно опираться на опыт развитых стран, уже прошедших определенные этапы на пути построения транспарентной налоговой среды, что позволит сэкономить ресурсы и избежать определенных ошибок.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42