Новости
Тема: Трансфертное ценообразование

Мировые тенденции трансфертного ценообразования

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 05.10.2015 г. обнародовала окончательный пакет мероприятий, необходимых для всестороннего, последовательного и согласованного реформирования международной налоговой системы, известный как План противодействия размыванию (эрозии) налогооблагаемой базы и выводу прибылей (Base Erosion and Profit Shifting) (далее - BEPS). В рамках проекта также частично пересмотрены и Директивы ОЭСР по трансфертному ценообразованию (далее — ТЦ) для транснациональных компаний и налоговых служб.

Проект BEPS должен помочь правительствам устранить пробелы в существующих международных правилах, благодаря которым корпоративные прибыли могут «исчезать» или искусственно переводиться в низконалоговую либо безналоговую среду, где экономическая деятельность не осуществляется.

В соответствии с исследованиями ОЭСР потери государств от не полученных вследствие подобных действий налогов по самым консервативным оценкам составляют приблизительно 100 — 240 млрд. дол. США ежегодно. Это составляет от 4 до 10% мировых сборов корпоративного подоходного налога. Для развивающихся стран, у которых этот налог составляет большую часть налоговых сборов, BEPS играет значительную роль.

Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа считает, что BEPS лишает страны ценных ресурсов, которые могли бы стимулировать экономический рост, устранить последствия глобального экономического кризиса и создать больше возможностей для этого. Но кроме того, BEPS также вызывает недоверие граждан к справедливости налоговой системы во всем мире.

Новый пакет мероприятий, обнародованный 05.10.2015 г., содержит фундаментальные изменения международных налоговых правил. Они призваны предотвратить легальные методы избежания налогообложения (так называемого двойного неналогообложения), способствовать выравниванию налогообложения с экономической активностью и созданием стоимости. Как заявил Генеральный секретарь ОЭСР, если эти мероприятия будут реализованы в полном объеме, они сделают системы налогового планирования, основанные на BEPS, абсолютно неэффективными.

Реализация плана ОЭСР/ G20

Работа над проектом противодействия BEPS проводилась по инициативе лидеров стран Большой двадцатки (G20) и была основана на Плане действий 2013 г., в котором с целью предотвращения международного уклонения от уплаты налогов было определено 15 действий.

Мероприятия BEPS были согласованы после прозрачного и интенсивного двухлетнего процесса консультаций между ОЭСР, странами G20, развивающимися странами и заинтересованными сторонами бизнеса, научной среды и общественных организаций.

Финальный пакет мероприятий включает в себя новые минимальные стандарты международного налогообложения:

  • двухстороннюю отчетность между странами, которая впервые позволит увидеть налоговым администрациям глобальную картину деятельности многонациональных предприятий;
  • меры по предотвращению использования холдинговых компаний как транзитного центра для перераспределения инвестиций;
  • пресечение недобросовестных налоговых практик, в частности, в сфере интеллектуальной собственности, посредством автоматического обмена налоговыми решениями;
  • эффективные процедуры взаимной договоренности о том, что борьба против двойного неналогообложения (нулевое налогообложение) не приведет к двойному налогообложению.

Окончательный пакет состоит из 13 финальных отчетов по 15-ти мероприятиям Плана действий (http://www.oecd.org/ctp/beps-2015-final-reports.htm):

  • решение налоговых требований в цифровой экономике;
  • нейтрализация эффектов гибридных несоответствий в договоренностях;
  • разработка эффективных правил для контролируемых иностранных компаний;
  • ограничение базы размывания (эрозии) посредством процентных отчислений и других финансовых выплат;
  • более эффективное противодействие вредным налоговым практикам, учитывая прозрачность и суть;
  • предотвращение предоставления договорных преимуществ в несоответствующих обстоятельствах;
  • предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства;
  • согласование результатов ТЦ с созданием стоимости;
  • измерение и мониторинг BEPS;
  • обязательные правила раскрытия информации;
  • документация по ТЦ и отчет «страна-за-страной» (Country-by-Country Reporting);
  • повышение эффективности механизмов разрешения споров;
  • разработка многостороннего инструмента для изменения двусторонних налоговых соглашений.

Правительствам предложен ряд новых мероприятий, которые будут осуществляться за счет внутренних изменений в законодательстве. Это более жесткие правила по контролируемым иностранным корпорациям, общий подход к ограничению размывания налогооблагаемой базы посредством процентных отчислений, а также новые правила для предотвращения использования несоответствий в соглашениях для вывода прибыли из-под налогообложения посредством использования сложных финансовых инструментов.

Кроме того, пересматриваются рекомендации по ТЦ в целях предотвращения использования налогоплательщиками объектов (cash-boxes companies) для утаивания прибыли в низко- или безналоговых юрисдикциях, заново определяется ключевое понятие постоянного представительства (Permanent Establishment) для устранения схем, позволяющих избегать создание налогооблагаемого присутствия в стране в связи с использованием устаревшего определения.

Финальная версия мероприятий по противодействию размыванию (эрозии) налогооблагаемой базы и выводу прибыли одобрена министрами финансов стран G20 на встрече, состоявшейся 08.10.2015 г. в Лиме (Перу).

Министры G20 заявили, что и в дальнейшем будут поддерживать стремительную, повсеместную и последовательную имплементацию рекомендаций BEPS, и указали на необходимость разработки соответствующей системы мониторинга до начала 2016 г. Практические шаги по имплементации BEPS обсуждались на саммите G20 15 — 16 ноября текущего года в Анталии (Турция).

Следующим требованием для стран — членов ОЭСР и G20, по словам Генерального секретаря ОЭСР Анхель Гурриа, будет имплементация разработанных мероприятий. По его мнению, проект BEPS показал, что страны способны объединить усилия для изменений, и быстрая имплементация мер противодействия BEPS правительствами разных стран обеспечит более стабильный режим международного налогообложения.

Руководство по ТЦ в рамках проекта BEPS

Четыре из пятнадцати мероприятий проекта BEPS непосредственно посвящены вопросам дальнейшего совершенствования правил ТЦ: действия 8 — 10 по согласованию результатов ТЦ с созданием стоимости, и действие 13 — по пересмотру правил подготовки документации по ТЦ.

По результатам работы над указанными пунк-тами Плана BEPS подготовлен ряд изменений к Директивам ОЭСР по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых служб, которые прежде всего заключаются в смещении акцентов при проведении анализа ТЦ к доктрине «приоритета сути над формой» (substance over form) и отражают главную цель проекта BEPS — прибыль должна облагаться налогом там, где создается стоимость.

Рассмотрим подробнее, какие изменения предложены ОЭСР/G20 по каждому из этих действий.

Действие 8. Распределение прибыли по операциям, связанным с нематериальными активами (НМА). Изменения направлены на противодействие распределения прибыли от НМА непропорционально вкладам сторон в создание их стоимости. В частности, в новых рекомендациях указывается следующее:

  • юридический титул собственника сам по себе не является основанием для получения всего дохода (например, роялти) от эксплуатации НМА, но является отправной точкой для анализа;
  • взаимозависимые лица, выполняющие важные для создания стоимости НМА функции (разработка, поддержка, развитие, защита и эксплуатация НМА), должны получать соответствующее вознаграждение, а не только компенсацию расходов, понесенных на продвижение, например, торговой марки на новых рынках, которые, как правило, переводятся формальным собственником — лицензиаром на лицензиата;
  • вознаграждение взаимозависимым лицам должно включать в себя элемент распределения прибыли (profit sharing element), то есть не только надбавку (mark-up) к расходам, связанным с выполнением указанных функций;
  • взаимозависимые лица, выполняющие функцию финансирования проекта с НМА и принимающие соответствующие финансовые риски, но не выполняющие других функций, связанных с созданием стоимости НМА, имеют право рассчитывать не более чем на вознаграждение в виде премии за риск невозврата (risk-adjusted return on its funding);
  • расширение перечня методов оценки стоимости НМА (доходов от нематериальных активов), соотвествующих принципу «вытянутой руки», за счет техники, используемой в оценочной деятельности (valuation techniques);
  • допускается применение доходных методов, например метод дисконтированного денежного потока (Discount Cash Flow — DCF).

Действие 9. Распределение прибыли в зависимости от принятых сторонами соглашения рисков. Условия договоров не всегда соответствуют фактическим рискам и действиям, которые осуществляются сторонами соглашения и которые необходимо учитывать при анализе ТЦ. Кроме того, в целях ТЦ налоговые органы имеют право игнорировать соглашения (действия) при наличии обстоятельств, свидетельствующих  о коммерческой иррациональности (commercial irrationality apply).

По мнению ОЭСР, риск считается принятым взаимозависимым лицом, если такое лицо контролирует этот риск.

Например, если лицо, выполняющее функцию внутригруппового финансирования, не контролирует финансовый риск (то есть cash-boxes companies), то его вознаграждение не может превышать безрисковую ставку прибыльности.

Действие 10. Другие соглашения с высокой степенью риска. В рамках указанного действия ОЭСР сфокусировала работу на различных высокорискованных сферах ТЦ, в том числе на вопросах переквалификации соглашений, которые могут быть коммерчески нецелесообразными между независимыми лицами, отдельных типов соглашений между взаимозависимыми лицами, направленных на «размывание налогооблагаемой базы» (например, управленческие услуги), а также применении методов.

По инициативе ряда стран занижение цен по внешнеэкономическим соглашениям, предметом которых являются сырьевые товары, было признано одним из основных типов выплат, направленных на размывание налогооблагаемой базы.

В результате ОЭСР указывает, что для определения цены в соответствии с принципом «вытянутой руки» в соглашениях о сырьевых товарах наиболее приемлемым является метод сопоставимых рыночных цен. При этом могут использоваться котировки информационно-ценовых агентств.

Для обеспечения сопоставимости анализируемых соглашений и котировок необходимо проведение обоснованных корректировок, которые бы учитывали предмет соглашения, коммерческие условия (количество, период отгрузки, условия доставки, транспортировка, страхование и т. п.), а также отдельные экономические условия деятельности (например, наличие премии за прямую и незамедлительную поставку отдельных видов продукции). Используемая котировка может выбираться на дату заключения соглашения (для начала анализа), если это соответствует поведению независимых лиц в соглашениях и сформированной деловой практике, или дату выполнения соглашения (дату перехода права собственности на товар).


ДЛЯ СПРАВКИ

Под контролем риска следует понимать наличие: полномочий и компетенции принимать решения, связанные с управлением риском; финансовых возможностей нести риск (financial capacity).


Действие 13. Пересмотр требований к подготовке документации по ТЦ. Отчет содержит пересмотренные стандарты документации по ТЦ и шаблон отчета в разрезе каждой страны относительно доходов, прибыли, уплачиваемых налогов и отдельных видов экономической деятельности.

Новые правила предусматривают трехуровневую структуру документации для предоставления транснациональными компаниями:

  • мастер-файл (мaster file) — основная информация высокого уровня о глобальных бизнес-операциях и политике ТЦ транснациональных компаний (ТНК);
  • локальный файл (local file) — более подробная информация о контролируемых операциях, относящихся к конкретной стране с указанием их объемов и результатов анализа с точки зрения соответствия принципа «вытянутой руки», который представляется в налоговые администрации соответствующих стран;
  • отчет в разрезе стран (country-by-country reporting) — развернутый документ, касающийся ТЦ и предусматривающий раскрытие транснациональными корпорациями подробной информации о своих дочерних предприятиях во всем мире (относительно каждой страны, где расположены такие дочерние предприятия).

Отчет в разрезе стран составляется материнской компанией (ultimate parent company) ТНК с объемом консолидированной выручки свыше 750 млн.  евро за предыдущий год на основании данных для консолидированной отчетности, обязательной финансовой отчетности в каждой стране, финансовой отчетности для целей регулирования или управленческого учета и включает следующие позиции по каждой стране: выручка (с разбивкой между зависимыми и независимыми контрагентами); прибыль (убыток) до налогообложения; налог на прибыль (доходы) к уплате; капитал; накопленная прибыль; количество работников; материальные активы; список лиц (лица) в каждой стране с указанием вида деятельности.

Целью всех трех составляющих документации по ТЦ является содействие налоговым администрациям в оценке рисков занижения налоговой базы.

Таким образом, ОЭСР существенно обновлены Директивы по ТЦ для транснациональных компаний и налоговых служб, изложен ряд разделов в новой редакции и добавлены новые положения:

  • обновлен раздел D главы І о рекомендациях по применению принципа «вытянутой руки»;
  • дополнена часть ІІ главы 2 положениями об операциях с сырьевыми товарами (commodity transactions);
  • обновлена глава V о документации по ТЦ и приложениях к ней;
  • обновлена глава VI об операциях с нематериальными активами;
  • обновлена глава VIІ о внутригрупповых услугах;
  • обновлена глава VIІІ о договоренностях о покрытии расходов.

Введение новых правил

Ряд стран, в частности Великобритания, Испания, Нидерланды, уже подготовили изменения к национальному законодательству относительно имплементации новых правил, касающихся подготовки документации по ТЦ, в частности требований к подготовке и предоставлению отчета в разрезе стран (country-by-country reporting).

Украина также может в ближайшее время присоединиться к общемировому тренду относительно обеспечения большей прозрачности в деятельности и распределении прибылей транснациональных компаний. Так, Минфин Украины в контексте проведения налоговой реформы предлагает введение дополнительных требований раскрытия информации по ТЦ для крупных групп компаний согласно правилам ОЭСР (мастер-файл и отчет в разрезе стран):

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42