Новости

Целевые направления стимулирования экономики

Инна СанжаревскаяНынешний год завершается под знаком масштабной реорганизации налоговой службы как в части администрирования налогов и сборов, так и организации процесса. Департамент прогнозирования, анализа, учета и отчетности ГНС Украины тщательно изучает первые достижения реформ и возникающие проблемы. Выводы станут основой дальнейших шагов. Директор Департамента Инна Санжаревская убеждена, что при реформировании налоговой системы необходимо также комплексно учитывать положительный опыт стран со стабильными налоговыми системами, отдавая преимущество целевым направлениям стимулирования экономики посредством налоговых регуляторов.


Результат реформ

Налоговый кодекс Украины стал важным шагом в реформировании налоговой системы нашего государства и приведении ее в соответствие с европейскими стандартами. Законодательные нормы упорядочены и кодифицированы в одном документе, усовершенствованы процедуры налогообложения и администрирования платежей, аннулированы малоэффективные налоги, возросла роль информационного обеспечения деятельности налоговой службы на всех направлениях работы. Меры по усовершенствованию налоговой системы находят свое отражение в наполнении государственной казны: доходная база бюджета пополняется стабильно и в полном объеме, положительная тенденция ежемесячного перевыполнения налоговой службой плановых показателей в течение практически всех месяцев текущего года позволила выполнить задание Минфина Украины за 10 месяцев на 102,7%, благодаря чему государственный бюджет дополнительно пополнился за этот период на 3,8 млрд. грн.

Вместе с тем, по оценкам международных экспертов, уже несколько лет подряд в ежегодном рейтинге налоговых систем мира Украина занимает 181-е место из 183 стран.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что результативность реформирования налоговой системы оценивается общественностью не только по упорядочению законодательных норм, стабильности наполнения бюджета и улучшению администрирования платежей, но и по увеличению авторитета налоговой службы и доверия к ней со стороны общества.

Поэтому, как отмечалось в предыдущих номерах «Вестника», руководством ГНС Украины на текущий год определено, что деятельность налоговой службы должна сосредоточиваться не только на выполнении доведенных показателей доходов, но и на формировании налоговой культуры, трансформации общественного мнения, повышении авторитета налоговой службы. Среди ключевых направлений работы в 2011 г., в частности, — детенизация экономики и развитие новых прогрессивных форм обслуживания налогоплательщиков, которые последовательно реализуются в текущей деятельности налоговой службы.

В ежегодном Послании Президента Украины к Верховной Раде отмечена необходимость повышения эффективности фискальной системы, в том числе путем расширения базы налогообложения за счет нерепрессивных действий налоговой службы по выявлению не облагаемых налогом доходов юридических лиц.

Сегодня в налоговой службе внедрена комплексная система предотвращения и противодействия процессам тенизации экономики, охватывающая все уровни налоговой службы и отчетности налогоплательщиков и результативно влияющая на поступления в бюджет. Она позволяет аналитическим путем, без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, с применением современных методов обработки имеющихся данных о налогоплательщиках выявлять резервы наполнения бюджета, определять риски минимизации расчетов с бюджетом по платежам, регионам, плательщикам, уменьшая налоговую нагрузку на добросовестных налогоплательщиков. Работа по детенизации экономики оказывает положительное влияние на наполнение бюджета: сбор НДС в октябре по сравнению с началом года увеличился более чем в два раза.

Упорядоченные льготы

Важным направлением реформирования налоговой системы считается упорядочение налоговых льгот. В целях обеспечения инвестиционно-инновационной составляющей реформирования в налогообложении Налоговым кодексом Украины, в частности, предусмотрено предоставление специальных инвестиционных льгот для новосозданных субъектов хозяйствования, освобождение от налогообложения ряда отраслей, требующих государственной поддержки, в частности, легкой промышленности, предприятий судостроительной и самолетостроительной промышленности, предоставление гостиничных услуг. Эти льготы направлены на привлечение инвестиций в обновление основных средств, расширенное воспроизводство производства, создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов производства продукции, работ, услуг. Вместе с тем эффективность для национальной экономики предоставления указанных льгот можно будет оценить только в будущем. Как свидетельствуют отчетные данные, объемы налоговых льгот, приводящие к потерям бюджета, довольно значительны и составляют за первое полугодие 2011 г. почти 24,3 млрд. грн., или почти 19% сбора платежей в Сводный бюджет Украины. Поэтому целесообразно рассматривать вопрос предоставления налоговых льгот через призму налогового стимулирования потенциально эффективных инвестиционных проектов, а не только через реализацию налогоплательщиками права на пользование налоговыми льготами при осуществлении определенных хозяйственных операций или деятельности в определенных секторах национальной экономики.

В качестве примера такого подхода можно привести опыт Германии. В период кризиса 2008 — 2009 гг. в целях стимулирования автомобилестроения через потребительский спрос населения правительство страны предложило программу выплаты премии гражданам в сумме 2,5 тыс. евро при покупке нового или «годового» автомобиля при условии утилизации старого. Традиционно население страны привыкло экономить, поэтому покупка автомобиля раньше запланированного срока —  важное решение, прийти к которому помогла дотация согласно указанной государственной программе. Интересно, что покупки начались со следующего дня после принятия закона, а благодаря активности населения начальный объем государственных дотаций на утилизацию автомобилей был увеличен с 1,5 до 5,0 млрд. евро. Конечно, эту меру нельзя назвать идеальной, скорее, ее можно признать протекционистской с точки зрения выбора отрасли экономики для государственной поддержки. Но учитывая, что в автомобилестроении задействована максимальная занятость работников,  удалось поддержать экономику государства, потребительский спрос и улучшить экологию, на что в странах Евросоюза всегда обращают внимание.

В целях предотвращения необоснованных потерь бюджета Президент Украины поручил правительству разработать и в установленном порядке внести в месячный срок на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по упорядочению механизма предоставления налоговых льгот.

Целевые стимулы

Для улучшения сервиса налогоплательщиков в ГНС Украины с учетом опыта европейских стран планируется введение нескольких направлений дополнительного сервиса. В частности, для крупных налогоплательщиков — горизонтальный мониторинг, для всех категорий плательщиков — общее упрощение и усовершенствование налоговой отчетности, создание электронного кабинета налогоплательщика. Метод горизонтального мониторинга введен налоговыми органами европейских стран. ГНС Украины заинтересована в расширении сервисных функций, необходимых для максимально благоприятной работы предприятий. Заключен Меморандум об участии в эксперименте с четырьмя плательщиками, дата начала которого будет определена постановлением Кабинета Министров Украины. Важным шагом в улучшении сервиса налогоплательщиков и облегчении процесса отчетности плательщиков будет унификация норм заполнения налоговой отчетности — в Минфин Украины направлен проект ведомственного документа «Об утверждении Стандарта форм налоговых деклараций «Общие требования к содержанию форм налоговых деклараций и инструкции по их заполнению». Следующим этапом является создание персонального электронного кабинета налогоплательщика, введение которого позволит плательщику получать полную информацию о состоянии уплаты налогов.

В завершение следует отметить: как экономические теории, так и жизнь общества не поддаются сомнению и даже подтверждают такую важную функцию налогов, как регуляторная. Обращаясь к мировой практике, можно привести следующий пример: чтобы побуждать женщин к трудовой деятельности, Израиль, Корея и Сингапур устанавливают для них более низкие ставки налогов на доходы; в то же время в Кот-Дивуаре замужним женщинам приходится платить в пять раз больше подоходного налога, нежели их мужьям на такую же сумму дохода.

Подытоживая сказанное, отметим, что при реформировании налоговой системы целесообразно комплексно учитывать положительный опыт стран со стабильными налоговыми системами, отдавая предпочтение целевым направлениям стимулирования экономики посредством налоговых регуляторов, что позволит обезопасить бюджет государства от неправомерных потерь доходов, стимулировать предпринимательскую активность налогоплательщиков и в итоге — будет способствовать повышению эффективности налоговой системы.

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00