Новости
Тема: Трансфертное ценообразование

Продажа товаров по договорам комиссии

Украинское предприятие осуществляло в 2015 г. продажу товаров по договорам комиссии. Комиссионером в этих хозяйственных операциях была компания, зарегистрированная в Великобритании, а покупателем — компания, зарегистрированная в США. Общий годовой доход украинского предприятия — 250 млн. грн., объем реализованной продукции — 100 млн. грн., сумма комиссионного вознаграждения комиссионеру — 2 млн. грн. Признаются ли такие хозяйственные операции контролируемыми? Если да, то каким образом информация о таких операциях должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях?


Согласно пп. «б» подпунктов 39.2.1.1 и 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2  ст. 39 Налогового кодекса для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми операциями являются внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов, если одновременно выполняются следующие условия:

  • годовой доход налогоплательщика от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
  • объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

В соответствии с пп. 14.1.202 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса не считаются продажей товаров операции по предоставлению товаров в пределах договоров комиссии (консигнации), поручительства,  хранения (ответственного хранения), поручения, доверительного управления, оперативного лизинга (аренды), других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают передачу прав собственности на такие товары.

Взаимоотношения, возникающие между сторонами по договору комиссии, регламентируются главой 69 Гражданского кодекса, частью первой ст. 1011 которого установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Существенными условиями договора комиссии, по которым комиссионер обязуется продать или купить имущество, являются условия об этом имуществе и его цене (часть третья ст. 1012 Гражданского кодекса). Комитент должен выплатить комиссионеру плату в размере и порядке, которые установлены в договоре комиссии (часть первая ст. 1013 Гражданского кодекса). Если размер комиссионного вознаграждения не определен, то оно выплачивается исходя из обычных цен за такие услуги.

После совершения сделки по поручению комитента комиссионер должен представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (часть первая ст. 1022 Гражданского кодекса).

В соответствии со ст. 377 Хозяйственного кодекса внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом (указанным в части первой ст. 139 этого Кодекса) и/или рабочей силой.

Статьей 1 Закона № 959 определено, что внешнеэкономическая деятельность — это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, основанная на взаимоотношениях между ними, что имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

Учитывая вышеуказанное, пп. «б» пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса применяется в случае, если по поручению налогоплательщика комиссионер-нерезидент осуществил внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров, то есть осуществил сделку с третьим лицом, которое является иностранным субъектом хозяйственной деятельности, во время которой произошло пересечение товаром таможенной границы Украины.

При соблюдении стоимостного критерия, установленного пп. 39.2.1.7 указанного подпункта, контролируемыми операциями для налогоплательщика в таком случае являются хозяйственные операции по продаже комитентом товаров третьему лицу. Стороной контролируемой операции, информация о которой должна быть раскрыта в отчете о контролируемых операциях, является лицо — покупатель товаров, с которым комитентом совершена соответствующая сделка. Предметом контролируемой операции являются товары, являющиеся объектом купли-продажи.

В целях выполнения требований ст. 39 Налогового кодекса налогоплательщику в договоре комиссии целесообразно предусмотреть требование по раскрытию в отчете комиссионера полной информации об условиях осуществления сделки, в частности данных, позволяющие идентифицировать лицо-покупателя, заполнить отчет о контролируемых операциях и составить документацию по ТЦ.

Следует отметить, что для применения пп. «б» пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса не важно, в каком государстве зарегистрирован нерезидент-комиссионер (то есть входит ли государство (территория) в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины) и является ли нерезидент-комиссионер связанным лицом налогоплательщика.

Вместе с тем в случае если нерезидент-комиссионер является связанным лицом с налогоплательщиком и/или зарегистрирован в государстве (на территории), которое включено в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, а сумма комиссионного вознаграждения превышает 5 млн.  грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год, то для налогоплательщика контролируемыми операциями также будут признаваться хозяйственные операции по получению услуг по договору комиссии. В таком случае стороной контролируемой операции является нерезидент-комиссионер, а информация об этой операции также должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях.

Следовательно, в соответствии с условиями вопроса контролируемыми операциями для налогоплательщика будут признаваться операции по продаже товаров нерезиденту, зарегистрированному в США. В отчете о контролируемых операциях следует отразить информацию об этом нерезиденте и хозяйственных операциях на сумму 100 млн. грн.


ДЛЯ СПРАВКИ

Внешнеэкономическая деятельность — это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, основанная на взаимоотношениях между ними,
что имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.