Статьи
Тема: Администрирование налогов, Акцизный налог

Электронному администрированию акциза быть. Как и когда?

Внедрение электронной накладной по акцизному налогу «вымоет» фальсификат с рынка нефтепродуктов.

Важным элементом наполнения украинского бюджета может стать борьба с теневым рынком нефтепродуктов. Рынком, на котором в течение последнего года удалось одолеть контрабанду, но вместо того он переориентировался на массовое производство фальсификата внутри страны, или так называемое бодяжничество. По оценкам экспертов, в 2015 г. доля «левого» бензина составит около 0,5 млн.  т, а потери государственного бюджета при этом достигнут 7 млрд.  грн.

Злоупотребляют большей частью с бензинами, ставка акцизного налога на которые равна 202 евро/т. Дизтопливо же подделывать менее выгодно из-за на порядок более низкой фискальной нагрузки (100 и 132 евро/т на сложные дистилляты). Еще одна проблема, которая в последнее время появилась и перед государством, теряющим поступления, и перед добросовестными операторами рынка, у которых бензины не выдерживают ценовой конкуренции с произведенными кустарным способом, — утаивание настоящих объемов реализации нефтепродуктов.

Документ, объединивший власть с бизнесом

Чтобы исправить ситуацию, в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики совместно с представителями нефтерынка был разработан проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения акцизных накладных при реализации горючего и системы электронного администрирования реализации горючего» (от 15.07.2015 г., реестр. № 2357а). Авторы уверяют: он позволит решить проблему тенизации топлива, технически пригоден к выполнению, а главное — является согласованным всеми сторонами, в том числе с Минфином и ГФС. «Хотелось , чтобы действительно закон был справедливым для всех. Мы не должны становиться на сторону только некоторой части рынка», — объяснила позицию председатель упомянутого комитета Нина Южанина во время международной отраслевой конференции Petroleum Ukraine 2015.

Основное нововведение, предложенное в законопроекте, — внедрение акцизной накладной как обязательного электронного документа, который должен составляться при осуществлении всех операций по реализации топлива на внутреннем рынке. Соответственно, будет создан и Единый реестр акцизных накладных. Система электронного администрирования акцизной накладной будет работать по принципу, аналогичному тому, который существует в виде СЭА НДС. Условно говоря, компания сможет реализовать топливо только в тех объемах, которые к ней «зашли». На личных учетных карточках плательщиков акцизного налога в автоматическом режиме по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД будет осуществляться учет: объемов топлива, с которого уплачен акцизный налог; объемов приобретенного и реализованного топлива; дополнительных объемов ранее неучтенного топлива, дальнейшая реализация которого будет возможна только после уплаты необходимых сумм акцизного налога; сумм акцизного налога, уплаченного с соответствующих объемов топлива.

Роман Насиров: «Скепсис можно отбросить»

Бытует мнение, что внедрение так называемой СЭА акцизного налога усложнит учет на предприятиях и будет сопровождаться дополнительными расходами человеко-часов. Но как во власти, так и в прозрачном бизнесе этот тезис опровергают. «Скепсис можно отбросить — система будет работать», — убежден Председатель ГФС Украины Роман Насиров. По его словам, некоторые операторы топливного рынка, которые после внедрения СЭА НДС не могут больше оптимизировать уплату этого налога, пытаются обходить законодательство посредством манипуляций с акцизным налогом. «К сожалению, существуют лазейки, из-за которых компании сначала будто импортируют присадки, а потом, используя их, «бодяжат» приблизительно треть объемов продаваемого топлива», — констатирует руководитель ведомства.

 В свою очередь, вице-президент по коммерческим вопросам ПАО «Концерн Галнафтогаз» Юрий Кучабский также выразил ожидание, что принятие законопроекта относительно акцизной накладной закроет вопросы с большей частью теневого рынка нефтепродуктов. «Сейчас доля легального потребления бензинов падает, а теневого рынка — растет, и нам все труднее конкурировать в таких условиях», — сознается он. Необходимость фиксации в чеках на приобретение бензина суммы не только уплаченного НДС, но и акциза подчеркивает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Битва с тенью. Фактическая и законотворческая

В последнее время работники фискальной службы прилагают огромные усилия для уменьшения уровня махинаций с топливом, имевшего место до недавнего времени: за неполный 2015 г. было конфисковано более 26 тыс. т контрабандных и нелегально изготовленных нефтепродуктов, тогда как за весь 2014 г. — немногим больше 6 тыс. т. Кроме того, остановлена деятельность 18 мини-НПЗ, «бодяжничество» на которых обрело такой размах, что часть нелегально произведенного продукта реализовывается потребителям даже под видом «А-95 премиум».

Впрочем, пристального глаза фискалов и желания крупных операторов рынка работать на нем честно явно недостаточно для действенной борьбы с имеющимся присутствием фальсифицированного бензина. Нужны законодательные изменения. Для изменения хода событий в законопроекте № 2357а выписан ряд предостережений. Среди них: установление ограничения относительно регистрации акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных только на объем реализованного топлива; предоставление права субъектам хозяйствования осуществлять операции по реализации топлива только после регистрации их плательщиками акцизного налога, а также установление ответственности за осуществление таких операций без регистрации и т. п.

А чтобы разохотить «великих комбинаторов» от смешивания грешного с праведным (читай — изготовления фальсификата), в законопроекте предусмотрены две другие нормы. Предлагается дополнить перечень подакцизного топлива рядом товарных позиций, используемых для смешивания и получения готовых видов топлива без уплаты акцизного налога, а также включить в объекты обложения акцизным налогом объемы топлива, образовавшиеся в результате оприходования излишков, смешивания, добавления присадок и т. п.

Два законопроекта — одна перспектива

Характерно, что нормы законопроекта № 2357а отдельным блоком включены в проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» (от 26.10.2015 г., реестр.  № 3357). Именно этот законотворческий ход конем стал причиной того, что до сих пор в Верховной Раде Украины вопрос внедрения электронных накладных по акцизному налогу не рассматривался. Это — с одной стороны. С другой — временной люфт позволил аналитикам рынка нефтепродуктов более подробно изучить законопроект и сформулировать предложения, направленные на его улучшение.

Очевидно одно: каким бы ни был конечный вариант налоговой реформы, СЭА акцизу — быть. Когда? «Если так сложится, что по каким-то причинам законопроект № 3357 не примут в полной мере или частично, или же мы не успеем до конца года, то будем ориентироваться по ситуации. Я буду настаивать на том, чтобы тогда проект закона № 2357а был рассмотрен уже в этом году в первом и втором чтениях и чтобы все выписанные в нем нормы заработали в ближайшее время», — пообещала Нина Южанина. Остается надеяться, что время, когда операторы рынка смогут конкурировать между собой качеством, а не хитростью, бюджет получит дополнительные поступления от легализации теневых бензинов, а автовладельцы будут защищены от последствий «бодяжничества», действительно не за горами.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42