Другие налоги

Требования к оформлению документов на проведение документальной проверки самозанятых лиц

Проведение налоговой проверки — довольно сложная процедура, предусматривающая привлечение квалифицированных работников контролирующих органов для осуществления сбора, обработки, накопления фактических данных, которые отражают источники и полноту декларирования доходов и расходов налогоплательщика, определения других показателей налоговых деклараций, начисления и уплаты налогов (сборов), формирования оценки, обоснования заключений, отражающих состояние выполнения плательщиком налоговых обязательств.
Все это требует взвешенного подхода контролирующих органов при планировании, подготовке и проведении проверок (табл.).


Право на проведение проверки

 Согласно пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса контролирующие органы имеют право проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки налогоплательщиков (кроме Нацбанка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля
и/или таможенного оформления.

В соответствии с п. 77.4 ст. 77 и п. 78.4 ст. 78 указанного Кодекса принятое руководителем контролирующего органа решение о проведении документальной плановой или внеплановой проверки оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется только в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или отправлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки (абзац второй п. 77.4 ст. 77 Налогового кодекса).

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под расписку копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки (абзац второй п. 78.4 ст. 78 этого Кодекса).

Следует отметить, что документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, и при условии отправления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки. Указанное требование предусмотрено п. 79.2 ст. 79 Налогового кодекса, которым определены особенности проведения документальной невыездной проверки.

Приказ как основание для проведения проверки

Приказ о проведении проверки выдается на основании и для выполнения действующих законов, указов, правительственных постановлений и распоряжений, приказов, положений и инструкций органов высшего уровня, а также является актом внутреннего управления, действие которого не выходит за пределы компетенции определенного органа.

Приказ руководителя контролирующего органа — это управленческое решение, которое не подпадает под определение какого-либо другого решения в понимании статей 55 и 56 Налогового кодекса и не подлежит административному обжалованию в порядке, установленном ст. 56 этого Кодекса и утвержденном приказом № 848.

Обязательной информацией, которая должна содержаться в приказе о проведении документальной проверки, являются: дата выдачи, наименование контролирующего органа, фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога, цель, вид (документальная плановая/внеплановая проверка), основания для проведения проверки, определенные Налоговым кодексом, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться.

Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, скрепленной печатью контролирующего органа (п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса).

Уведомление о проведении проверки

В соответствии с п. 77.4 ст. 77 и п. 79.2 ст. 79 Налогового кодекса в уведомлении о проведении документальной плановой проверки обязательно указывается дата начала проведения проверки, документальной внеплановой невыездной проверки — дата начала и место проведения такой проверки.

Основное отличие документальных выездных и невыездных проверок заключается в месте их проведения.

Направление на проверку

При организации документальной выездной проверки контролирующие органы имеют право приступить к ее проведению только при соблюдении дополнительно определенного Налоговым кодексом условия, а именно: после предъявления (отправления в случаях, определенных этим Кодексом), в частности, направления на проведение такой проверки.

Согласно п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса в направлении, которое дает право контролирующим органам начать документальную выездную проверку, указываются: дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — налогоплательщика, цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, скрепленной печатью контролирующего органа.

При предъявлении направления плательщику налога (его представителю) он должен расписаться в направлении с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления (абзац седьмой п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса).

Этим Кодексом также установлено, что непредъявление служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки, или ненаправление в случаях, определенных Налоговым кодексом, налогоплательщику (его уполномоченному представителю) этих документов или предъявление документов, оформленных с нарушением установленных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной проверки (абзац пятый вышеуказанного пункта).

Вместе с тем отказ налогоплательщика от допуска к проверке на других основаниях не разрешается.

Кроме того, в понимании норм Налогового кодекса встречные сверки указанных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика не являются проверками, соответственно, для их проведения не требуется оформление вышеуказанных документов.

Следует отметить, что соблюдение самозанятыми лицами норм налогового и другого законодательства, ведение налогового учета в соответствии с установленным законодательством порядком, выполнение в полном объеме налоговой обязанности значительно ограничат количество документальных проверок и не приведут к отвлечению в той или иной мере налогоплательщика от его основной деятельности.


ВАЖНО

Соблюдение самозанятыми лицами норм налогового и другого законодательства, ведение налогового учета в соответствии с установленным законодательством порядком,
выполнение в полном объеме налоговой обязанности значительно ограничат количество документальных проверок.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42