Юридическая практика

Нарушение сроков уплаты авансовых взносов по единому налогу

Суть дела

ГНИ проведена камеральная проверка физического лица — предпринимателя «Б» (далее — ФЛП «Б») относительно нарушения предельных сроков уплаты согласованных налоговых обязательств по единому налогу.

По результатам такой проверки составлен акт, в котором указано, что, избрав упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с главой 1 раздела XIV Налогового кодекса, ФЛП «Б» было плательщиком единого налога второй группы и уплачивало в бюджет единый налог путем перечисления денежных средств на соответствующие банковские счета.

Проверкой установлены нарушения требований п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса, в результате чего ФЛП «Б» несвоевременно уплачен единый налог, что привело к применению штрафных санкций в размере 50%.

Материалами дела подтверждается, что уплата авансовых взносов единого налога предпринимателем осуществлялась с нарушением порядка и сроков, определенных п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса, норм п. 57.3 ст. 57, то есть плательщиком несвоевременно уплачен единый налог.

В акте проверки зафиксировано, что согласно автоматизированной информационной системе «Налоговый блок» ФЛП «Б» в нарушение требований п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса несвоевременно уплачены авансовые взносы по единому налогу по предельным срокам уплаты, а именно: по сроку 20.03.2014 г. зачислено 21.03.2014 г. — 243,6 грн., по сроку 20.05.2014 г. зачислено 21.05.2014 г. — 243,6 грн., по сроку 20.07.2014 г. зачислено 21.07.2014 г. — 243,6 грн., по сроку 20.09.2014 г. зачислено 22.09.2014 г. — 243,6 грн.

По результатам проверки за несвоевременную уплату единого налога ГНИ сформировано и вручено ФЛП «Б» налоговое уведомление-решение об увеличении денежного обязательства по единому налогу по штрафной санкции.

 Позиция плательщика

ФЛП «Б» считает, что своевременно уплачивало авансовые взносы по единому налогу не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца, что подтверждается квитанциями об уплате предоставленных в ГУ ГФС в области.

Извлечение из решения

Согласно пп. 2 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса (далее — в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) к плательщикам единого налога, находящимся во второй группе, относятся физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; объем дохода не превышает 1 000 000 грн.

В соответствии с п. 294.1 ст. 294 этого Кодекса налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога первой и второй групп является календарный год.

Согласно п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Пунктом 295.2 этой статьи предусмотрено, что начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога первой и второй групп осуществляется контролирующими органами на основании заявления такого плательщика единого налога о размере избранной ставки единого налога, заявления о периоде ежегодного отпуска и/или заявления о сроке временной нетрудоспособности.

Пунктом 31.1 ст. 31 Налогового кодекса определено, что сроком уплаты налога и сбора признается период, который начинается с момента возникновения налоговой обязанности плательщика налога по уплате конкретного вида налога и завершается последним днем срока, в течение которого такой налог или сбор должен быть уплачен в порядке, определенном налоговым законодательством. Налог или сбор, который не был уплачен в определенный срок, считается не уплаченным своевременно.

Налоговой обязанностью признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела. Налоговая обязанность возникает у плательщика по каждому налогу и сбору (пункты 36.1 и 36.2 ст. 36 Налогового кодекса).

Согласно п. 36.5 этой статьи ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение налоговой обязанности несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных этим Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.

Пунктом 38.1 ст. 38 Налогового кодекса предусмотрено, что выполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок.

В соответствии с частью первой ст. 43 Бюджетного кодекса (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Нацбанке Украины.

Частью пятой ст. 78 Бюджетного кодекса установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы местного бюджета признаются зачисленными в местный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета.

Согласно п. 8.2 ст. 8 Закона № 2346 банк обязан выполнить поручение клиента, которое содержится в документе на перевод наличных, в течение операционного времени в день поступления этого документа в банк. Банки и их клиенты имеют право оговаривать в договорах иные, нежели установлены в этом пункте, сроки перевода наличных.

В соответствии с п. 1.13 раздела ІV Инструкции № 174 в случае осуществления кассовых операций в течение операционного времени банк (филиал, отделение) на кассовых документах проставляет текущую дату осуществления кассовой операции, а в послеоперационное время — текущую дату и время приема документов либо надпись или штамп «вечірня» либо «післяопераційний час».

Таким образом, платежные поручения клиентов выполняются банком в течение этого же рабочего дня или не позднее следующего рабочего дня и не могут превышать два операционных дня для внутрибанковского перевода денежных средств, а для межбанковского перевода денежных средств не могут превышать три операционных дня или в другие сроки, если это предусмотрено в договоре (письмо № 25-113/592-3302).

Пунктом 122.1 ст. 122 Налогового кодекса предусмотрено, что неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога, определенным подпунктами 1 и 2 п. 291.4 ст. 291 этого Кодекса, авансовых взносов единого налога в порядке и сроки, определенные Кодексом, влечет за собой наложение штрафа в размере 50% ставки единого налога, избранной плательщиком единого налога в соответствии с этим Кодексом.

Согласно п. 129.6 ст. 129 Налогового кодекса за нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды, установленные Законом № 2346, по вине банка или органа, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, такой банк/орган уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных этим Кодексом, а также несет другую ответственность, установленную Кодексом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов, платежей в бюджет или государственный целевой фонд. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Вместе с тем в случае нарушения банком сроков выполнения поручений клиентов на перевод денежных средств законодательство не освобождает плательщика от обязанности уплатить основную сумму налогового обязательства или налогового долга, а фискальный орган — от взыскания такого долга.

Исходя из материалов дела, при проведении проверки ГНИ не учтены квитанции, согласно которым подтверждается своевременная уплата ФЛП «Б» авансовых взносов единого налога, а именно: от 20.03.2014 г., которая свидетельствует об уплате единого налога в сумме 243,6 грн., дата осуществления операции 20.03.2014 г.; от 20.05.2014 г., которая свидетельствует об уплате единого налога в сумме 243,6 грн., дата осуществления операции 20.05.2014 г.; от 18.07.2014 г., которая свидетельствует об уплате единого налога в сумме 243,6 грн., дата осуществления операции 18.07.2014 г.; от 19.09.2014 г., которая свидетельствует об уплате единого налога в сумме 243,6 грн., дата осуществления операции 19.09.2014 г.

В соответствии с п. 55.1 ст. 55 Налогового кодекса налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом высшего уровня во время проведения процедуры его административного обжалования и в других случаях при установлении несоответствия таких решений актам законодательства.

Учитывая вышеуказанное, решением, принятым по рассмотрению повторной жалобы, налоговое уведомление-решение отменено, а жалоба ФЛП «Б» удовлетворена.


ДЛЯ СПРАВКА

В случае осуществления кассовых операций в течение операционного времени банк (филиал, отделение) на кассовых документах проставляет текущую дату осуществления кассовой операции,
а в послеоперационное время — текущую дату и время приема документов либо надпись или штамп «вечірня» либо «післяопераційний час».

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42