Другие налоги

Ответственность за неуплату

Применяется ли ответственность к физическому лицу за неуплату военного сбора до нотариального оформления продажи недвижимого (движимого) имущества другому физическому лицу?


В соответствии с пп. 1.1 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса плательщиками военного сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 этого Кодекса, в частности физическое лицо — резидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

Подпунктом 1.2 п. 161 этого подраздела установлено, что объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса, в частности общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который согласно пп. 164.2.4 п. 164.2 ст. 164 этого Кодекса включается часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям ст. 172 — 173 Кодекса.

Ставка сбора составляет 1,5% объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса (пп. 1.3 этого пункта).

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 вышеуказанного Кодекса (пп. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

При проведении операций по продаже (обмену) объектов недвижимости между физическими лицами нотариус удостоверяет соответствующий договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора и ежеквартально представляет в контролирующий орган по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию о таком договоре, включая информацию о его стоимости и сумме уплаченного налога в порядке, установленном разделом IV Кодекса для налогового расчета (п. 172.4 ст. 172).

Сумма налога определяется и самостоятельно уплачивается через банковские учреждения лицом, которое продает или обменивает с другим физическим лицом недвижимость,  до нотариального удостоверения договора купли-продажи, мены (пп. «а» п. 172.5 этой статьи).

Согласно п. 173.4 ст. 173 Налогового кодекса при проведении операций по отчуждению объектов движимого имущества в порядке, предусмотренном этой статьей:

  • нотариус удостоверяет соответствующий договор купли-продажи (мены) объектов движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов) при наличии документа об оценке имущества и документа об уплате в бюджет продавцом (сторонами договора мены) налога, исчисленного исходя из цены, указанной в договоре;
  • при продаже (обмене) легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов соответствующие договоры удостоверяются нотариусом при наличии документа об уплате в бюджет продавцом (сторонами договора мены) налога, исчисленного исходя из указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже среднерыночной стоимости таких транспортных средств;
  • если при продаже (обмене) легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов проводится их оценка согласно закону, нотариус удостоверяет соответствующие договора при наличии документа об уплате в бюджет продавцом (сторонами договора мены) налога, исчисленного исходя из такой оценочной стоимости таких транспортных средств, и документа об оценке транспортных средств.

Нотариус ежеквартально представляет в контролирующий орган по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию об удостоверенных договорах купли-продажи (мены), стоимости каждого договора и сумме уплаченного налога в порядке, установленном разделом IV Налогового кодекса для налогового расчета.

Для целей п. 173.4 ст. 173 Налогового кодекса плательщик налога самостоятельно определяет сумму налога и уплачивает его в бюджет через банковские учреждения.

При этом п. 179.2 этой статьи предусмотрено, что обязанность плательщика налога по представлению годовой декларации об имущественном положении и доходах (далее — налоговая декларация) считается выполненной, и налоговая декларация не представляется, если такой плательщик получал доходы, в частности, от операций продажи (обмена) имущества, при нотариальном удостоверении договоров по которым был уплачен налог согласно разделу IV этого Кодекса.

То есть в случае неуплаты физическим лицом военного сбора до нотариального оформления продажи недвижимого (движимого) имущества такое физическое лицо обязано отразить полученный доход в налоговой декларации и уплатить указанную в ней сумму налогового обязательства.

Если физическое лицо отразит такой доход в налоговой декларации и уплатит указанную в такой декларации сумму налогового обязательства, то ответственность к такому лицу применяться не будет.

Контролирующие органы имеют право приглашать плательщиков налогов, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп. 20.1.1 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса).

Вместе с тем в случае непредставления налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации или расчетов, если их представление предусмотрено законом, контролирующий орган в соответствии с пп. 78.1.2 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса имеет право проводить документальные внеплановые проверки.

Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, если, в частности, налогоплательщик не представляет в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию (пп. 54.3.1 п. 54.3 ст. 54 Кодекса).

Согласно п. 123.1 ст. 123 этого Кодекса в случае если контролирующий орган самостоятельно определяет, в частности, сумму налогового обязательства налогоплательщика на основаниях, приведенных в подпунктах 54.3.1 — 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 этого Кодекса, этовлечет за собой наложение на плательщика штрафа в размере 25% суммы определенного налогового обязательства.

Повторное в течение 1095 дней определение контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50% суммы начисленного налогового обязательства.

Кроме того, в соответствии со ст. 1641 КоАП непредставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой вышеуказанной статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено административному взысканию за то же нарушение,  влекут за собой наложение штрафа в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


ДЛЯ СПРАВКИ

Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, если, в частности, налогоплательщик не представляет в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42