Другие налоги

Встречные сверки

Главой 7 раздела II Налогового кодекса регламентирован порядок информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующих органов, а именно сбора и получения ими налоговой информации.

В соответствии с п. 73.3 ст. 73 этого Кодекса контролирующие органы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения. Такой письменный запрос направляется, в частности, при проведении встречной сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика согласно п. 73.5 указанной статьи.

Встречные сверки не являются проверками и проводятся в порядке, определенном постановлением № 1232, с изменениями, внесенными постановлением № 526.

Для проведения встречных сверок в ходе налогового контроля отбираются субъекты хозяйствования, относительно осуществления операций с которыми возникают сомнения и/или необходимость исследования факта осуществления таких операций, их вида, объема и качества, расчетов, реальности и полноты отражения в учете налогоплательщиков таких операций.

С целью обеспечения надлежащей организации работы контролирующих органов по обмену и обработке налоговой информации при осуществлении налогового контроля, направления запросов о проведении встречных сверок, а также оформления, передачи и накопления материалов встречных сверок органами ГФС разработаны Методические рекомендации № 511, в которые 19.10.2015 г. приказом № 806 внесены изменения.

Методические рекомендации № 511 предусматривают действия органов ГФС, которые целесообразно осуществлять при:

  • отборе субъектов хозяйствования для осуществления встречных сверок и обмена налоговой информацией;
  • оформлении и направлении запросов о проведении встречных сверок и запросов относительно обмена налоговой информацией в органы ГФС, на учете в которых состоит налогоплательщик;
  • обработке, внесении данных и передаче результатов с помощью Информационной системы;
  • оформлении результатов встречных сверок и проведении обмена между контролирующими органами налоговой информацией и результатами таких сверок субъектов хозяйствования.

С целью уменьшения количества встречных сверок, а также предотвращения необоснованного отвлечения бизнеса Методическими рекомендациями № 511 введено ограничение по направлению запросов, а именно:

  • без надлежащего обоснования оснований для направления запроса субъекту хозяйствования о предоставлении информации и ее документального подтверждения для проведения встречной сверки (с учетом требований, предусмотренных п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса);
  • с целью получения только информации относительно общих сведений о субъекте хозяйствования и показателей его налоговой отчетности, имеющейся в информационных базах данных органов ГФС, в том числе достаточной для подтверждения отношений между налогоплательщиками;
  • относительно контрагентов, имеющих отличное от основного положение, при этом делающее невозможным проведение встречной сверки.

По результатам проведения встречной сверки, как и раньше, составляется справка, которая подписывается субъектом хозяйствования (законным или уполномоченным представителем) и должностными лицами контролирующего органа и лично вручается субъекту хозяйствования или его законному либо уполномоченному представителю под подпись либо направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении.

Следует обратить внимание, что с учетом изменений, внесенных постановлением № 526 в постановление № 1232, при установлении фактов, не позволяющих провести встречную сверку субъекта хозяйствования в связи со снятием с учета, с установлением отсутствия субъекта хозяйствования и/или его должностных (уполномоченных) лиц по местонахождению (налоговому адресу), непредоставлением информации и документов для проведения встречной сверки, контролирующий орган (исполнитель) составляет акт о невозможности проведения встречной сверки субъекта хозяйствования, который подписывается должностными лицами контролирующего органа (исполнителя). В акте о невозможности проведения встречной сверки отражаются фактические обстоятельства, делающие невозможным проведение встречной сверки, и информация о применяемых мерах для обеспечения ее проведения в дальнейшем. При этом другая информация о деятельности налогоплательщика, показателях налоговой отчетности и т. п. не приводится.