Єдиный налог

Налоговая отчетность по фиксированному сельскохозяйственному налогу и особенности ее заполнения и представления в течение года в органы ГНС

Согласно ст. 301 Налогового кодекса плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога (далее — налога) с учетом ограничений, установленных п. 301.6 этой статьи, могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.

Объектом обложения налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, покосных лугов, пастбищ и многолетних насаждений)
и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящаяся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды (ст. 302 Налогового кодекса).

Статьей 303 этого Кодекса определено, что базой обложения налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей является нормативная денежная оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, покосных лугов, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 01.07.95 г., для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — нормативная денежная оценка 1 га пашни в Автономной Республике Крым или области, проведенная по состоянию на 01.07.95 г.

Размер ставок налога с 1 га сельскохозяйственных угодий и (или) земель водного фонда для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлен ст. 304 Налогового кодекса в зависимости от категории (типа) земель, их расположения.

Порядок начисления и сроки уплаты налога, а также порядок зачисления налога определены ст. 306 Налогового кодекса. В частности, сельскохозяйственные товаропроизводители самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению налогоплательщика и местоположению земельного участка Налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной приказом № 1016.

То есть поскольку уплата налога связана со спецификой сельскохозяйственного производства, зависящей, в частности, от природно-климатических условий возделывания сельхозпродукции, то для плательщиков этого налога законодательно предусмотрено представление декларации, которая определяет сумму налога, один раз в год по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года (ст. 306 Налогового кодекса).

Налог уплачивается ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца, в размере трети суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога, в следующих размерах: в I квартале — 10%; во II квартале — 10%; в III квартале — 50%; в IV квартале — 30%.

Плательщики налога перечисляют в установленный срок общую сумму денежных средств на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка.

Рассмотрим на условных примерах заполнение деклараций по фиксированному сельскохозяйственному налогу.

♦ Пример 1

Сельхозпредприятие для ведения товарного сельхозпроизводства в пределах территории одного органа местного самоуправления (по месту своей регистрации) имеет в собственности сельскохозяйственные угодья: пашню площадью 484,8500 га (нормативная денежная оценка 1 га1650,00 грн.), многолетние насаждения площадью 79,8000 га (нормативная денежная оценка 1 га13 927,00 грн.). Общая сумма налога на год за эти сельскохозяйственные угодья составляет 2200,00 грн.

При заполнении декларации в титульной ее части проставляется отметка «Х» в клеточке «Тип декларації» — «Звітна», которая является одновременно и декларацией «Загальна», поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения расположены в пределах территории одного органа местного самоуправления по местонахождению налогоплательщика, а также указывается, за какой год подается декларация, и ее номер по строке «1.1.Т. Порядковий номер за рік» (фрагмент 1).

Заполненная декларация на текущий год по площадям земельных участков, с которых взимается налог (сельскохозяйственных угодий (пашни, покосных лугов, многолетних насаждений)), представляется в орган ГНС по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете), поскольку земельные участки расположены в пределах территории одного органа местного самоуправления.

Отметим, что при изменении площади земельных участков в течение текущего года в связи с увеличением (уменьшением) налоговых обязательств, изменением ставок налога или денежной оценки земли, исправлением самостоятельно выявленных ошибок и т. п. соответствующие уточнения по указанным операциям производятся плательщиком по этой декларации.

Если же плательщиком налога посреди года приобретен новый земельный участок в пределах территории того же органа местного самоуправления, где находятся и другие его земельные участки, то в орган ГНС по месту расположения такого земельного участка представляется одна «Нова звітна» декларация на текущий год в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным периодом (табл. 1).

♦ Пример 2

15 мая 2012 г. плательщиком налога самостоятельно выявлена ошибка, состоящая в занижении налогового обязательства.

То есть сельхозпредприятие для ведения товарного сельхозпроизводства в пределах территории одного органа местного самоуправления (по месту своей регистрации) имеет еще один земельный участок под покосными лугами площадью 434,5000 га (нормативная денежная оценка 1 га1842,00 грн.)на правах аренды по договору с органом местного самоуправления с 1 января 2012 г., который не задекларировало в отчетной декларации.

При заполнении декларации в титульной ее части проставляется отметка «Х» в клеточке «Тип декларації» — «Уточнююча звітна», которая является одновременно и декларацией «Загальна», поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения расположены в пределах территории одного органа местного самоуправления по местонахождению налогоплательщика, и указывается, за какой год представляется декларация, ее номер по строке «1.1.Т. Порядковий номер за рік», а также с какого периода производится уточнение «з урахуванням уточнень з» (фрагмент 2).

Правовые основания представления уточняющих налоговых деклараций (расчетов) определены ст. 50 Налогового кодекса. В частности, в соответствии с п. 50.1 этой статьи в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации, он обязан направить уточняющую декларацию к такой налоговой декларации по форме, действующей на время представления уточняющей декларации (табл. 2).

♦ Пример 3

18 мая 2012 г. закончился договор на аренду земельных участков под покосными лугами и многолетними насаждениями.

То есть у сельхозпредприятия для ведения товарного сельхозпроизводства в пределах территории одного органа местного самоуправления (по месту своей регистрации) до конца года остался земельный участок площадью 484,8500 га под пашней (нормативная денежная оценка 1 га1650,00 грн.). Земельные участки под покосными лугами площадью 434,5000 га (нормативная денежная оценка 1 га1842,00 грн.) и под многолетними насаждениями площадью 79,8000 га (нормативная денежная оценка 1 га13 927,00 грн.) сельхозпредприятие использовало по 17 мая 2012 г.

При заполнении декларации в титульной ее части проставляется отметка «Х» в клеточке «Тип декларації» — «Нова звітна», которая является одновременно и декларацией «Загальна», поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения расположены в пределах территории одного органа местного самоуправления по местонахождению налогоплательщика, и указывается, за какой год представляется декларация, и ее номер по строке «1.1.Т. Порядковий номер за рік», а также с какого периода производится уточнение «з урахуванням уточнень з» (фрагмент 3).

Правовые основания представления уточнения налоговых обязательств определены ст. 306 Налогового кодекса. В частности, в соответствии с п. 306.5 этой статьи если в течение налогового (отчетного) периода у плательщика налога изменилась площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в связи с получением (утратой) на нее права собственности или пользования, такой плательщик обязан:

  • уточнить сумму налоговых обязательств по налогу на период начиная с даты получения (утраты) такого права до последнего дня налогового (отчетного) года;
  • представить в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным периодом, органам государственной налоговой службы по своему местонахождению и местоположению земельного участка декларацию с уточненной информацией о площади земельного участка, а также сведения о наличии земельных участков и их нормативной денежной оценке (табл. 3).

♦ Пример 4

20 мая 2012 г. получено право пользования земельным участком под пастбищами.

То есть у сельхозпредприятия для ведения товарного сельхозпроизводства в пределах территории одного органа местного самоуправления (по месту своей регистрации) до конца года остался земельный участок площадью 484,8500 га под пашней (нормативная денежная оценка 1 га1650,00 грн.). Кроме того, с 20 мая сельхозпредприятие приобрело еще земельный участок площадью 715,00 га (нормативная денежная оценка 1 га1119,00 грн.) под пастбищами на условиях аренды по договору с сельским советом.

При заполнении декларации в титульной ее части проставляется отметка «Х» в клеточке «Тип декларації» — «Нова звітна», которая является одновременно и декларацией «Загальна», поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения расположены в пределах территории одного органа местного самоуправления по местонахождению налогоплательщика, и указывается, за какой год представляется декларация, и ее номер по строке «1.1.Т. Порядковий номер за рік», а также с какого периода производится начисление «починаючи з» (фрагмент 4).

Правовые основания начисления налоговых обязательств определены ст. 306 Налогового кодекса. В частности, в соответствии с п. 306.5 этой статьи если в течение налогового (отчетного) периода у налогоплательщика изменилась площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в связи с получением (утратой) на нее права собственности или пользования, такой плательщик обязан:

  • уточнить сумму налоговых обязательств по налогу на период начиная с даты получения (утраты) такого права до последнего дня налогового (отчетного) года;
  • представить в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным периодом, органам государственной налоговой службы по своему местонахождению и местоположению земельного участка декларацию с уточненной информацией о площади земельного участка, а также сведения о наличии земельных участков и их нормативной денежной оценке (табл. 4).

Аренда сельскохозяйственных угодий плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога

Относительно арендных отношений, касающихся земель сельскохозяйственного назначения, надо отметить следующее. Учитывая требования действующего законодательства в условиях действия Налогового кодекса и законов, определяющих статус сельскохозяйственных производителей, плательщиками налога могут быть только сельхозпредприятия — юридические лица. То есть плательщиками налога являются юридические лица, занимающиеся производством (возделыванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).

Для перехода на уплату фиксированного сельскохозяйственного налога необходимо:

  • быть юридическим лицом;
  • иметь в наличии объект налогообложения;
  • придерживаться 75-процентного критерия относительно доли сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год.

Пунктом 301.6 ст. 301 Налогового кодекса определено, в каком случае субъект не может быть зарегистрирован в качестве плательщика налога.

В случае если плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога (арендодатель) предоставляет сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда в аренду другому плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога (арендатору), арендованная площадь земельных участков не может включаться в декларацию по налогу арендатора, а учитывается в декларации арендодателя (п. 306.6 ст. 306 Налогового кодекса).

В соответствии с п. 306.7 этой статьи Кодекса если плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога (арендатор) арендует сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда у лица (арендодателя), не являющегося плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, арендованная площадь земельных участков включается в декларацию по налогу арендатора.

Для получения регистрации в качестве плательщика налога лицо должно представить в соответствующий налоговый орган документы по перечню, установленному по процедуре, определенной Налоговым кодексом для представления налоговой отчетности. В эту отчетность, в частности, входят и сведения (справка) о наличии земельных участков.

Поскольку в сведениях (справке) о наличии земельных участков указываются сведения о каждом документе, устанавливающем право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе о каждом договоре аренды земельной доли (пая), а также поскольку положениями норм Налогового кодекса не отнесены плательщики налога, не успевшие зарегистрировать договоры аренды в госреестре, к таким, которые не могут зарегистрироваться плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, то Госкомземом Украины в письме № 14-22-6/2725 были даны разъяснения, что в случае использования сельскохозяйственными предприятиями земельных участков, правоустанавливающие документы которых проходят процедуру оформления и еще не зарегистрированы в базе данных структурных подразделений Центра государственного земельного кадастра, для расчета фиксированного сельскохозяйственного налога необходимо брать учетные данные об их площади, предоставленные отделами Госкомзема в районах. После их регистрации — пользоваться данными структурных подразделений Центра государственного земельного кадастра.

Согласно нормам п. 308.3 ст. 308 Налогового кодекса справка о получении или подтверждении статуса налогоплательщика выдается в течение 10 рабочих дней с даты представления сельскохозяйственным товаропроизводителем налоговой декларации или подачи заявления органом государственной налоговой службы по местонахождению такого плательщика (месту нахождения на налоговом учете).

Ответственность плательщиков налога

В случае если в налоговом (отчетном) году доля сельскохозяйственного товаропроизводства составляет меньше 75%, сельскохозяйственный товаропроизводитель уплачивает налоги в следующем налоговом (отчетном) году на общих основаниях.

Плательщики налога в соответствии с законодательством несут ответственность за правильность исчисления, своевременность представления налоговых деклараций и уплаты сумм налога (статьи 50, 54, 120, 123, 126, 129 Налогового кодекса).

Порядок внесения изменений в налоговую отчетность определен ст. 50 этого Кодекса.

В случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме таможенной декларации или ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме, действующей на время представления уточняющего расчета.

Отметим, в частности, что налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов, обязан направить уточняющий расчет и уплатить сумму такой недоплаты и штраф в размере 3% такой суммы до представления такого уточняющего расчета (пп. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса). Вместе с тем налогоплательщик согласно пп. 50.2 этой статьи не имеет права представлять уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за период, который на дату представления уточняющего расчета проверяется соответствующим контролирующим органом.