Юридическая практика

Продажа товаров по цене ниже таможенной стоимости

Суть дела. Налоговым органом при проведении проверки установлено неправомерное занижение субъектом хозяйствования сумм налога на добавленную стоимость в связи с продажей товаров по цене ниже  таможенной стоимости.

НалогоплательщикЧП «А» не соглашается с позицией органа ГНС, поскольку считает, что он не нарушил нормы законодательства при продаже продукции на территории Украины. Определение базы налогообложения для начисления налога на добавленную стоимость в соответствии с п. 4.3 ст. 4 Закона об НДС касается лишь товаров, которые импортируются (ввозятся) в Украину, непосредственно при их ввозе.

Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее. Органом ГНС в соответствии с нормами законодательства проведена плановая выездная проверка хозяйственной деятельности ЧП «А» по вопросам соблюдения налогового и другого законодательства, по результатам которой актом проверки установлены нарушения пунктов 4.1, 4.3 ст. 4 Закона об НДС в связи с занижением налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в результате продажи товаров по ценам ниже указанных в грузовых таможенных декларациях при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, осуществлении их таможенного оформления. На основании акта проверки было принято налоговое уведомление-решение, которым определено налоговое обязательство по налогу на добавленную стоимость.

Не соглашаясь с доначисленными суммами, субъект хозяйствования обратился в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения.

Решениями судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказано.

Считая, что решения судов предыдущих инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, ЧП «А» обратилось в ВАСУ с кассационной жалобой, в которой просило указанные решения отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы субъекта хозяйствования ВАСУ поддержал позицию налогового органа и судов предыдущих инстанций, учитывая следующее.

В проверяемом периоде налоговым органом установлено, что ЧП «А» осуществляло реализацию импортированной ткани на таможенной территории Украины по цене значительно ниже той, которую субъект хозяйствования декларировал при ввозе и таможенном оформлении. Соответственно и налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость при реализации на таможенной территории Украины тканей были ниже, чем декларировались при ввозе товара.

В соответствии со ст. 259 Таможенного кодекса таможенной стоимостью товаров,  перемещаемых через таможенную границу Украины, является их цена, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары, исчисленная в соответствии с положениями этого Кодекса.

Согласно ст. 261 Таможенного кодекса сведения о таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную границу Украины, используются для начисления налогов и сборов (обязательных платежей), ведения таможенной статистики, а также в соответствующих случаях для расчетов в случае применения штрафов, других санкций и взысканий, установленных законами Украины.

Пунктом 4.3 ст. 4 Закона об НДС установлено, что для товаров, импортируемых на таможенную территорию Украины плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не меньше таможенной стоимости, указанной во ввозной таможенной декларации, с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом (пересылкой) таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость пересчитывается в гривни по валютному (обменному) курсу Нацбанка Украины, действовавшему на конец операционного дня, предшествовавшего дню, в котором товар (товарная партия) впервые подпадает под режим таможенного контроля согласно таможенному законодательству.

Пунктом 4.1 ст. 4 Закона об НДС установлено, что база налогообложения операции по поставке товаров (услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных цен, с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), согласно законам Украины по вопросам налогообложения (за исключением налога на добавленную стоимость, а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи, которая включается в цену товаров (услуг)). В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (услуг).

Таким образом, коллегия судей считает, что суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне оценив фактические обстоятельства дела, с соблюдением норм материального и процессуального права, пришли к правильному выводу, что цена продажи не должна быть ниже таможенной стоимости товара, определенной таможенным органом согласно требованиям п. 4.3 ст. 4 Закона об НДС.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам пересмотра в кассационном порядке дела жалобу субъекта хозяйствования оставил без удовлетворения, а решения судов предыдущих инстанций, которыми в удовлетворении иска отказано полностью, — без изменений.


Владислав КОЧКАРОВ,
директор Департамента правовой работы ГНС Украины

Ольга СИРОТИНА,
заместитель начальника отдела представительства интересов
органов ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения
судебной практики Юридического управления