Інші податки

Погашення податкового боргу

1 января 2015 г. в связи со вступлением в силу Закона № 71 стартовала налоговая реформа, охватившая, в частности, отношения государства в лице взыскателя и налогоплательщика-должника в вопросах погашения налогового долга.


Обнародование информации о лицах, не уплачивающих налоги

Пунктом 7 части первой Закона № 71 ст. 35 «Порядок уплаты налогов и сборов» раздела І «Общие положения» Налогового кодекса дополнена п. 35.4, согласно которому на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику — Государственную фискальную службу Украины, возложены полномочия по обнародованию информации, в частности, о субъектах хозяйствования, имеющих налоговый долг.

Введение такой меры направлено на борьбу с неуплатой налогов, предотвращение несоблюдения налогового законодательства, обеспечение уплаты каждым налогоплательщиком надлежащих сумм платежей, а также как профилактическая мера, направленная на недопущение возникновения налогового долга и на скорейшее его погашение.

Размещать информацию о должниках по налоговым и таможенным платежам перед бюджетом предусмотрено на официальном веб-портале ГФС Украины www.sfs.gov.ua.

Также установлена ежемесячная периодичность размещения информации о должниках по налоговым и таможенным платежам перед бюджетом.

Согласно Закону № 71 определены основные параметры, из которых состоит указанная информация:

  • идентификатор субъекта хозяйствования, имеющего налоговый долг;
  • идентификатор руководителя такого субъекта хозяйствования;
  • общая сумма налогового долга такого субъекта хозяйствования;
  • сумма налогового долга такого субъекта хозяйствования в разрезе платежей;
  • идентификатор территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику — органа государственной фискальной службы областного уровня;
  • идентификатор руководителя такого территориального органа.

Также для реализации указанной нормы Закона № 71 на практике предусмотрено утверждение формы информации о субъектах хозяйствования, имеющих налоговый долг, и порядка обнародования такой информации. Полномочия по разработке соответствующего подзаконного акта возложены на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной налоговой политики,Минфин Украины.

Подпунктом 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 раздела І Налогового кодекса определено понятие налогового долга — это сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отдельное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Исходя из этого определения, субъектами хозяйствования являются:

  • хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно этому Кодексу, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;
  • граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц — предпринимателей проводится путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр, созданный в соответствии с Законом № 755, в целях обеспечения государственных органов, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях из этого Реестра.

Пунктом 1.6 Порядка № 1846/5 предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщиков, сведений об открытии и закрытии счетов, наложении и снятии арестов на счета и имущество.

Таким образом, в перечень должников входят налогоплательщикиюридические лица и физические лицапредприниматели, которые по состоянию на первое число текущего месяца имеют налоговый долг в значении, приведенном в ст. 14 Налогового кодекса.

Пунктом 10 ст. 7 Бюджетного кодекса предусмотрен принцип публичности и прозрачности, заключающийся в информировании общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, выполнения госбюджета и местных бюджетов, а также контроля за выполнением госбюджета и местных бюджетов.

Согласно ст. 16 Закона № 2657 налоговая информация — это совокупность сведений и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимых для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Правовой режим налоговой информации определяется Налоговым кодексом и другими законами.

Статьей 70 указанного Кодекса определено, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, формирует и ведет Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков (далее — Государственный реестр).

Согласно пп. 70.15.2 п. 70.15 ст. 70 Налогового кодекса сведения из Государственного реестра являются информацией с ограниченным доступом.

Пунктом 63.12 ст. 63 этого Кодекса установлено, что информация, которая собирается, используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом налогоплательщиков, вносится в информационные базы данных и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом.

В соответствии с пп. 17.1.9 п. 17.1 ст. 17 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, составляющих конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну.

Также пп. 21.1.6 п. 21.1 ст. 21 указанного Кодекса установлено, что должностные лица контролирующих органов обязаны не допускать разглашения информации с ограниченным доступом, которая получается, используется, хранится при реализации функций, возложенных на контролирующие органы.

Согласно ст. 11 Закона № 2657 и ст. 14 Закона № 2297 не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия.

Следовательно, предоставление налоговой информации возможно при условии соблюдения порядка, установленного действующим законодательством Украины, которую согласно изменениям, произошедшим в налоговом законодательстве, разрешено раскрывать в отношении должников юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, не уплачивающих налоговые и таможенные платежи в бюджет.

Таким образом, законодательно легализованная акция по обнародованию информации о нарушителях налогового законодательства — должников призвана, с одной стороны, снять общественное напряжение недовольных налогоплательщиков, добросовестно исполняющих в отличие от должников конституционный долг по уплате налогов, а с другой стороны, довести до сведения общества перечень должников, умышленно избегающих уплаты налогов.

Взимание налогового долга по самостоятельно задекларированным денежным обязательствам без решения суда

Пунктом 118 части первой Закона № 71 подраздел 10 «Другие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса дополнен п. 32, которым на полгода введено временное положение, действие которого завершается 01.07.2015 г., предусматривающее взимание денежных средств за счет наличных, принадлежащих такому налогоплательщику, и/или денежных средств со счетов такого плательщика в банках, по решению руководителя контролирующего органа без обращения в суд, если налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства, самостоятельно определенного налогоплательщиком в налоговой декларации или уточняющем расчете, который представляется контролирующему органу в установленные этим Кодексом сроки.

Объясняется это тем, что самостоятельно задекларированные налоговые обязательства не могут быть обжалованы исходя из требований налогового законодательства, согласно которому указанные в декларации обязательства считаются согласованными. В свою очередь, налоговый долг, возникающий в результате неуплаты самостоятельно задекларированных сумм денежных обязательств, которые не могут быть обжалованы, подлежат только взысканию. Следовательно, утрачивается смысл обжалования в судебных инстанциях самостоятельно задекларированных налогоплательщиком денежных обязательств, поскольку оно только отстрочивает возврат налогоплательщиком в бюджет сумм налогового долга, а также создает дополнительную нагрузку на судебные органы власти. То есть достаточным документом для легитимного взыскания сумм налогового долга по декларациям является соответствующее решение руководителя контролирующего органа без предварительного обращения в суд.

При этом обязательным условием является то, что такой налоговый долг возник в результате неуплаты самостоятельно задекларированных налогоплательщиком денежных обязательств, а сумма такого долга должна превышать 5 млн. грн.

Также обязательным условием является отсутствие обязательства государства по возврату такому налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств.

Общие принципы возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств предусмотрены ст. 43 Налогового кодекса, согласно которой ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику в соответствии с этой статьей и ст. 301 Таможенного кодекса, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

При наличии у налогоплательщика налогового долга не разрешается осуществлять ему возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства (на текущий счет такого налогоплательщика в учреждении банка или путем возврата денежной наличности по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке), а такая операция может проводиться только после полного погашения такого налогового долга налогоплательщиком.

Также обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога из доходов физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

С этой целью налогоплательщик должен инициировать подачу заявления на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в которой указывается направление перечисления денежных средств: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возврат денежной наличности по чеку при отсутствии у налогоплательщика счета в банке.

Контролирующий орган (орган государственной фискальной службы) не позднее пяти рабочих дней до истечения двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм денежных средств из соответствующего бюджета и представляет его для исполнения соответствующему органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств.

На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам в порядке, утвержденном приказом № 882/1188.

За несвоевременность передачи органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств, для исполнения заключения о возврате соответствующих сумм денежных средств из соответствующего бюджета контролирующий орган (орган государственной фискальной службы) несет ответственность согласно закону.

Также учитывая положения Бюджетного кодекса, возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам осуществляется из бюджета, в который такие денежные средства были зачислены.

Исполнение решения о взыскании денежных средств в зависимости от вида денежных средств (безналичные или наличные) осуществляется в следующем порядке:

  • решение о взыскании денежных средств со счетов такого плательщика в банках является требованием взыскателя к должнику, подлежащим немедленному и обязательному исполнению путем инициирования перевода в платежной системе по правилам соответствующей платежной системы;
  • решение о взыскании денежной наличности вручается такому налогоплательщику и является основанием для взыскания. Взыскание денежной наличности осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Решения о взыскании безналичных средств, находящихся на счетах должника:

  • в банках — исполняются согласно Инструкции № 22;
  • открытых в органах государственной казначейской службы — согласно Порядку № 845.

Решения о взыскании денежной наличности исполняются в соответствии с Порядком взыскания наличных, принадлежащих налогоплательщику, в счет погашения его налогового долга, утвержденным постановлением № 1244, приложением к которому утверждена форма такого решения. Указанное решение вручается непосредственно налогоплательщику и является основанием для взыскания наличных в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика.

В соответствии с главой 12 Инструкции № 22 списание денежных средств со счетов клиентов осуществляется банками на основании оформленного и предоставленного взыскателем расчетного документа установленной формы — инкассового поручения (распоряжения). Форма такого поручения утверждена приложением 24 к этой Инструкции.

Согласно Указаниям по заполнению реквизитов расчетных документов на бумажных носителях, их реестров и заявления об открытии аккредитива (приложение 8 к Инструкции № 22) дата и номер решения органа или должностного лица, уполномоченных на принятие такого решения, о взыскании денежных средств со счетов такого плательщика в банках должны быть приведены в реквизите 19 «Призначення платежу».

То есть в определенных случаях решение принимается руководителем органа государственной фискальной службы и выполняется в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.

Следовательно, после принятия Правлением Нацбанка Украины изменений к Инструкции № 22 в части списания денежных средств со счетов клиентов банков на основании соответствующего решения руководителя органа государственной фискальной службы согласно инкассовому поручению (распоряжению), а также утверждения правительством изменений к постановлению № 1244 относительно формы решения руководителя органа государственной фискальной службы о взыскании денежных средств органы государственной фискальной службы получат возможность осуществлять погашение налогового долга, определенного п. 32 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса.

«Гарячі лінії»

Дата: 6 вересня, Четвер
Час проведення: з 14:00 до 16:00